Черты барокко в архитектуре Англии

 
 

 

 


Рис. 6.1

 

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII – XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Собор Святого Павла (Рис. 6.1), возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).

Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности он стал образцом для церкви Святой Женевьевы в Париже, построенной в 1757-1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.

Королевский госпиталь в Гринвиче (Рис. 6.2) был возведен Кристофером Реном в 1696-1716 гг. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колонны образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.

Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гг.) (Рис. 6.4). Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии.

 
 

 


 

 

Рис. 6.2

 
 

 

 


Рис. 6.3

 

Другая значительная постройка Гиббса - библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737-1749) (Рис. 6.3) - шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннадой из сдвоенных колонн.


Рис. 6.4

Контрольные вопросы и задания по теме

«Черты барокко в архитектуре Англии»

1. Каковы особенности развития английской архитектуры

XVII –XVIII вв?

2. Назовите имена архитекторов, использовавших в своём творчестве

черты барокко.

3. Какова история возведения первой купольной постройки в Лондоне?

4. Какие стили сочетаются в архитектуре собора Святого Павла

в Лондоне?

5. Какие черты барокко присущи собору Святого Павла в Лондоне?

6. В чём состоит уникальность конструкции купола собора Святого Павла

в Лондоне?

7. Какие черты барокко присущи наиболее значительным постройкам

Джеймса Гиббса (1682 – 1754)?