АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕРЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО
Последующее развитие западноевропейской архитектуры в XVII, XVIII и начале XIX века в стилистическом отношении может быть расчленено на два крупных этана — барокко и классицизм.
Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Барокко развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. «Нарушение» этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.
Барокко в архитектуре Италии, как отмечено, начало складываться еще во второй половине XVI века, причем формирование его признаков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело.
Барокко как стиль возник в сложную историческую эпоху. В результате перемещения торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан и формирования в Западной Европе новых торговых и промышленных центров в ранее передовой Италии наблюдается экономический упадок, возрастает политическая дробность страны. Тяжелый кризис переживает и папство, испытавшее удары реформации. Крепнут силы реакции.
Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских духовных князей, католической церкви. В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре.
В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдет речь ниже.
Основные признаки барокко:
· повышенная и подчеркнутая монументальность,
· представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствам,
· репрезентативность,
· живописность,
· динамика форм,
· вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры,
· зодчие исходят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).