АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕРЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО

Последующее развитие западноевропейской архитектуры в XVII, XVIII и начале XIX века в стилистическом отношении может быть расчленено на два крупных этана — барокко и классицизм.

Стиль барокко возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI сто­летия. Барокко развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. «Нарушение» этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

Барокко в архитектуре Италии, как отмечено, начало складывать­ся еще во второй половине XVI века, причем формирование его призна­ков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело.

Барокко как стиль возник в сложную историческую эпоху. В резуль­тате перемещения торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан и формирования в Западной Европе новых торговых и промышлен­ных центров в ранее передовой Италии наблюдается экономический упа­док, возрастает политическая дробность страны. Тяжелый кризис пере­живает и папство, испытавшее удары реформации. Крепнут силы реакции.

Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом яв­лялась служанкой абсолютистских режимов королей, светских духов­ных князей, католической церкви. В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые нацио­нальные традиции, это сказалось и на архитектуре.

В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характери­стика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской наблюдалось значительное расхождение между фасад­ным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдет речь ниже.

Основные признаки барокко:

· повышенная и подчеркну­тая монументальность,

· представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусствен­ными средствам,

· репрезентативность,

· живописность,

· динамика форм,

· вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры,

· зодчие исхо­дят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер).