Законодательные (правовые) меры защиты
Меры обеспечения информационной безопасности
Меры, методы и средства обеспечения требуемого уровня защищенности информационных ресурсов
Обязательность контроля
Предполагает обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток нарушения установленных правил, обеспечения безопасности информации, на основе используемых систем и средств защиты информации, при совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих систем и средств.
Контроль, за деятельностью любого пользователя, каждого средства защиты и в отношении любого объекта защиты должен осуществляться на основе применения средств оперативного контроля и регистрации и должен охватывать как несанкционированные, так и санкционированные действия пользователей.
Кроме того, эффективная система обеспечения информационной безопасности требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации о текущем состоянии процессов, связанных с движением информации и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также дополнительной информации, имеющей отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.
Недостатки системы обеспечения информационной безопасности, выявленные сотрудниками Банка или подразделениями обеспечения безопасности должны немедленно доводиться до сведения руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенных недостатках необходимо сообщать руководству Банка. Важно, чтобы после получения информации соответствующие руководители обеспечивали своевременное исправление недостатков. Руководство должно периодически получать отчеты, суммирующие все проблемы, выявленные системой обеспечения информационной безопасности. Вопросы, которые кажутся незначительными, когда отдельные процессы рассматриваются изолированно, при рассмотрении их наряду с другими аспектами могут указать на отрицательные тенденции, грозящие перерасти в крупные недостатки, если они не будут своевременно устранены.
Все меры обеспечения безопасности информационной системы Банка подразделяются на:
- правовые (законодательные);
- морально-этические;
- технологические;
- организационные (административные);
- физические;
- технические (аппаратурные и программные).
К правовым мерам защиты относятся действующие в стране законы, указы и нормативные акты, регламентирующие правила обращения с информацией, закрепляющие права и обязанности участников информационных отношений в процессе ее обработки и использования, а также устанавливающие ответственность за нарушения этих правил. Правовые меры защиты носят в основном упреждающий, профилактический характер и требуют постоянной разъяснительной работы с пользователями и обслуживающим персоналом информационной системы Банка.