Эволюция градостроительного мышления
Содержательный смысл приведенного выше обзора градостроительных работ наиболее полно выявляется на фоне общей эволюции градостроительных идей XX в.
В условиях социализма, где градостроительство поставлено на службу обществу, принципы ортодоксального функционализма на определенном этапе сыграли свою позитивную роль в решении важных социальных задач. Однако сейчас их неполноценность, неадекватность реальной сложности процессов городского развития становится все более очевидной. Поэтому, не игнорируя специфику отличий между советской и зарубежной градостроительной практикой, критический пересмотр функционалистских идей следует рассматривать как явление общее для всего современного градостроительства.
Действительно, характерное для последнего десятилетия усложнение объекта градостроительного исследования и проектирования означает решительный отход от представления о городе как об автономном, относительно самодостаточном объекте, а именно так понимало город большинство градостроителей послевоенного периода (концепция «идеального» города и т. п.). Переход к открытой структуре градостроительных планов обусловлен несостоятельностью характерного для функционализма статического рассмотрения города. Отправным пунктом поисков человеческого масштаба и архитектурно-композиционного своеобразия городской среды стал безликий и аскетичный стиль функциональной архитектуры. Главным образом стремлением преодолеть жесткий и примитивный рационализм «новых городов» и жилых районов, самонадеянно игнорирующий исторически сложившуюся планировочную структуру и традиционную застройку, можно объяснить то, что историческая преемственность рассматривается ныне как один из главных факторов формирования градостроительных систем, В условиях возрастающей сложности градостроительных объектов отдельные подсистемы города рассматриваются уже не в узкофункциональном аспекте, а исходя из их градоформирующей роли, т. е. как элементы общей структурно-функциональной организации города. Особенно заметно в городской планировке изменяется и возрастает в этой связи значение общегородского центра и транспортной инфраструктуры.
Функционалистский подход, как мы можем теперь констатировать, был связан по меньшей мере с двумя существенными упрощениями: город рассматривался статично;
город рассматривался как пространственная оболочка процесса жизнедеятельности, т. е. как «строительная» система, часто игнорирующая человеческие, социально-экологические факторы.
Всевозрастающее структурообразующее значение общегородского центра, с одной стороны, и системы городского транспорта — с другой, свидетельствует о том, что уже заложены основы нового функционального расчленения города, при котором доминирующую роль играют места концентрации деятельности и обеспечивающие эту концентрацию связи.
Таким образом, город предстает как процесс, протекающий в определенной пространственной среде, а не как среда, взятая сама по себе, инертная пространственная оболочка этого процесса. Эта «социализация» или «очеловечивание» города как объекта проектирования и исследования составляет главную отличительную особенность современного этапа эволюции градостроительного мышления. Она все более отчетливо осознается проницательными исследователями города и не может не сказаться на практической деятельности градостроителей.
Если раньше градостроительный проект охватывал исключительно вопросы пространственной организации города, то сегодня градостроитель вынужден решать свою задачу не только в пространстве, но и во времени, которое является важнейшей характеристикой процессов городской жизнедеятельности. Можно выявить по крайней мере три аспекта целенаправленного учета времени в проектировании города.
Во-первых, учет фактора времени на уровне эволюционного развития города — дифференциация элементов пространственно-планировочной структуры по срокам морального износа, выявление наиболее устойчивой, неизменяемой основы. Учет «эволюционного» времени в такой форме обеспечивает преемственность градостроительного развития и адаптацию человека к темпам этого развития, т. е. в конечном счете соразмерность всего процесса градостроительной эволюции масштабам жизни человеческого поколения.
Во-вторых, учет фактора времени на уровне функционирования города — концентрация в пределах наилучшей транспортной доступности элементов пространственно-планировочной структуры, в которых наиболее интенсивно протекают процессы жизнедеятельности городского населения. Учет «функционального» времени делает город соразмерным естественному масштабу человеческой активности, который определяется балансом времени, основанным на суточном и недельном циклах.
В-третьих, следует отметить, что человеческий масштаб городской среды обусловлен также самим процессом восприятия пространства, который обладает собственной протяженностью во времени. В этом смысле можно говорить о «визуальном» времени. Восприятие городской среды должно быть, следовательно, структурировано не только в пространстве, но и во времени. Простейшим случаем такого пространственно-временного структурирования является ритм в архитектуре. Этот пример хорошо показывает, какие большие возможности совершенствования композиционно-художественной организации города несет в себе третий аспект учета времени в градостроительном проектировании.
Намеченные выше аспекты пространственно-временного проектирования города отражают три стороны взаимосвязи материально-пространственной среды и социально-функциональной деятельности в реальной городской действительности, которые должен учитывать современный градостроитель.
Градостроительный проект должен обязательно включать принципиальный структурный план, в рамках которого может быть осуществлено несколько альтернативных вариантов развития.
Проект — традиционный, привычный для градостроителя объект деятельности; составление градостроительного плана непосредственно продолжает давнюю традицию архитектурного проектирования. Иное дело прогноз — это инструмент научного предвидения, который мало знаком архитектору. Если проект имеет целью выявление оптимального, т. е. наиболее желаемого, варианта развития города, то прогноз направлен на определение наиболее вероятного результата этого процесса. Деятельность по составлению проекта носит конструктивный, регламентирующий характер; прогноз требует аналитического, объяснительного подхода. Проект содержит программу;' действий градостроителя, прогноз отражает меру убежденности в том, что эти действия существенно повлияют на естественный процесс развития города. Хороший проект всегда несет в себе заряд оптимизма, хороший прогноз всегда имеет долю здорового скептицизма. В то же время ошибка прогноза не может быть «фатальной»-— она быстро обнаруживает себя и легко устранима; проектная ошибка гораздо опаснее по своим последствиям, ее устранение часто связано с серьезными издержками.
9 ГЕОГРАФИЯ ГОРОДА 1
Классические модели городской структуры. Уже в 30-е годы нынешнего столетия географы, изучающие город, отказались от представления о нем как о хаотическом скоплении построек, не подчиненных какой-либо закономерности. Настойчивые поиски этих закономерностей в географии города, которые опирались на обобщение быстро накапливающихся эмпирических данных, привели к созданию ряда моделей городской структуры (или, как их иногда называют, моделей морфологии города). Три из них, которые обычно связывают с именами Р. Парка и Э. Барджесса, Г. Хойта, Ч. Харриса и Э. Ульмана, часто именуют классическими, так как они сыграли и продолжают играть важную методологическую роль в исследовании города методами географии.
Самая ранняя и самая известная из этих моделей была выдвинута Р. Парком и разработана Э. Барджессом еще в 1929 г. Согласно этой модели, всякий город может быть представлен как система концентрических зон (колец).Центральная зона, представляющая собой средоточие городской активности, получила название центрального делового района (ЦДР).Периферийная, пятая по счету зона (так называемая зона коммьютеров) получила свое название потому, что в нее попадают городские окраины, состоящие из небольших поселков, жители которых работают в ЦДР и потому пользуются постоянными проездными билетами на транспорт. Между ЦДР и зоной коммьютеров расположились еще три кольцевые зоны: промышленный пояс, пояс дешевой застройки и пояс малоэтажной застройки лучшего качества. Концентрическая модель была разработана Барджессом на материале Чикаго, однако сразу же стало очевидно, что она достаточно хорошо согласуется с данными по другим городам (во всяком случае, по городам США). Выдающейся заслугой Парка и Барджесса является то, что они не только сформулировали общий принцип, определяющий морфологию современного города, но попытались соотнести его с социальными процессами городского развития.
В 1939 г. Г.Хойт показал, что некоторые особенности морфологии города могут быть лучше объяснены не концентрической, а секторной зональностью городской застройки. Секторная модель Хойта явилась в большой степени результатом изучения процессов городского роста. Выяснилось, что характер городской застройки во многих случаях меньше варьирует в пределах одного сектора, чем в пределах кольцевой зоны. В 1945 г. Ч. Харрис и Э. Ульман сформулировали многоядерную (или многоцентровую) модель, в соответствии с которой использование земли в городе зависит от доминирующего влияния не одного, а целой системы относительно автономных городских центров. Некоторые из таких центров могут существовать в городе изначально, некоторые появляются в процессе его развития.
Американские специалисты пришли к выводу, что концентрическая модель отражает состав семей (семейный или демографический фактор); секторная модель — уровень семейного дохода (экономический фактор); многоядерная модель — сегрегацию по расовому или национальному признаку (этнический фактор). При наложении друг на друга эти три фактора дают более или менее полную картину социальной дифференциации городского населения, формируют социальное пространство города.
Эволюция городского нейтралитета связана с действием двух противоположных факторов или сил городского развития — центробежной и центростремительной. Первая стремится переместить активность из центра на периферию, вторая — удержать некоторые виды активности в центре и привлечь туда новые. Этим и определяется, с одной стороны, формирование многоядерной системы городского центра, с другой стороны,— устойчивое доминирование центрального делового района.
модели представляют по сути дела 'последовательные приближения к описанию городской реальности, которые формировались по мере того, как эта реальность эволюционировала, все более усложняясь.
10 Высокая коммуникативность - основное свойство городской среды
Высокая коммуникативность — основное свойство городской жизни. Едва ли не во всех работах, посвященных изучению города и городского образа жизни, социологи непременно указывают на определяющее значение высокой частоты контактов, интенсивности общения для любой деятельности, протекающей в городах, м соответствующей организации их пространств. Еще Р. Парк, Э. Бар-джесс, Р. Маккензи в своей классической работе подчеркивали, что город — прежде всего центр обмена, т. е. интенсивной деятельности, связанной с непосредственными и частыми контактами. В последнее десятилетие появилась целая серия работ, в которых делается особый акцент на коммуникативность как одно из главных свойств города и городской жизни. Коммуникативная территория развития города, предложенная Р. Мейером, представляет одну из попыток интерпретировать город в духе теории информации как коммуникативную систему, сравнимую по степени сложности с биологическими организмами [84]. Р. Мейер отмечает, что, поскольку город создан с целью осуществления коммуникаций между людьми, кризисы города суть кризисы коммуникативности. С другой стороны, по его мнению, город, как социальная система, не распадается благодаря своей коммуникативности, благодаря постоянно функционирующему потоку информации. К. Дойч констатирует, что «любой крупный город можно считать машиной коммуникаций, созданной для увеличения диапазона и уменьшения стоимости индивидуального выбора» [72, с.З]. Ту же самую мысль проводит К. Доксиадис, когда называет увеличение потенциальных контактов и сведение усилий к минимуму в числе важнейших принципов, лежащих в основе образования поселений человека [73].
Высокая коммуникативность города — изначальное свойство, неотделимое от его внутренней природы. Именно это свойство предопределило пространственную форму города как интенсивно освоенной территории в пределах допустимого (с точки зрения затрат времени) радиуса контактов. Решающим фактором при этом было географическое расстояние. Одним из важнейших изменений, обусловленных современным этапом социального и научно-технического прогресса, стало заметное уменьшение значения этого фактора (т. е. физического расстояния) в функционировании города.
В этих условиях решающую роль в жизнедеятельности городского населения стал играть городской транспорт. Наряду с градостроителями на это все чаще указывают социологи.
Быстрый рост, территориальное расширение городов, развитие городского транспорта не переродили саму природу города — они лишь обнажили, наглядно продемонстрировали тот факт, что город (точнее, городская форма расселения) всегда был и продолжает оставаться «системой, сокращающей расстояния». Фактической мерой осуществляемой в городе «экономии пространства» являются затраты времени на передвижение.
С учетом всевозрастающей роли городского транспорта Г. Блюменфельд сводит уже упоминавшийся выше фундаментальный принцип пространственной организации города к более частной и конкретной формулировке — «минимум необходимых и максимум возможных передвижений» [68].
Научно-технический прогресс привел к созданию и широкому развитию в современном мире средств массовых коммуникаций (телефон, радио, телевидение), которые позволяют людям устанавливать контакт, не передвигаясь в пространстве, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Уже сейчас весь мир охвачен системами радио- и телесвязи. Их мощность быстро возрастает. По-видимому, развитие систем массовых коммуникаций будет и в дальнейшем оказывать значительное и не во всем поддающееся прогнозированию влияние на психологию, стереотипы поведения и образ жизни человека, и в первую очередь горожанина. Не приведет ли это в недалеком будущем к резкому снижению мобильности населения и вследствие этого к коренным перестройкам в пространственной организации его жизнедеятельности?
Специальными исследованиями установлено, что телефон отнюдь не заменил личные контакты — он используется скорее для назначения встречи, а не для того, чтобы избежать перемещения. Увеличение подвижности населения характерно для всей истории развития городов, и нет достаточных оснований прогнозировать существенное изменение этой тенденции.