Архитектура Древней Греции
Антиномии
Философия
· Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное.
· тип мышления - противоречие, разорванность, коллизия,
· возврат к дуализму средневекового религиозного сознания.
· мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального.
· размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим.
· противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон) , т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания.
· идеология признает существование антагонизмов (противоречий) , но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство.
· Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания; Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы; Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия; Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.
Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.
· барокко — художественная система, отражающая мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Антиномии, несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию.
· Гармония неустойчивая, исполненная тревоги.
· противопоставление жизни и смерти.
Шаги.
1Строительство храмов – главная задача греческой архитектуры. Сначала они строились из дерева, позже – из камня. Основными характеристиками храма являлись: священная ограда; двускатная, отлогая крыша; замкнутое помещение – святилище; статуя божества (помним, что греки были политеистами); пилястры, колонны, кариатиды (опоры в виде задрапированных женщин). Эти изначальные характеристики могли дополняться другими добавочными частями, образуя сразу несколько типов храмов: с портиком (простильный), амфипростильный, периптерический, диптерический, псевдоперитперический, псевдодиптерический.Различают следующие периоды развития архитектуры Древней Греции:
2Архаика (650 год до н. э. – 590 год до н. э.). Вещественные памятники этого периода не сохранились. Зодчество в это время только формировало принципы и материальные формы выражения.
3Ранняя классика (590 год до н. э. – 470 год до н. э). Из этого периода до нас дошли немногочисленные развалины. Пожалуй, наиболее хорошо сохранившимся можно считать Храм Посейдона в Пестуме. Также к этой эпохе можно причислить храм Геры в Олимпии, Дельфийский храм (храм Аполлона) и храм Артемиды Эфесской – один из семи чудес света.
4Классика (470 год до н. э. – 338 год до н. э.). Храмы становятся колоссальнее, благороднее и гармоничнее. Для постройки используется мрамор как материал более подходящий для тонкой работы. Наиболее известными постройками являются Храм Ники Бескрылой, Храм Тесея в Афинах и Парфенон (продукты бурной строительной деятельности в правление основателя афинской демократии Перикла).
5Эллинизм (338 год до н. э. – 180 год до н. э.). В связи с влиянием Востока на греческую архитектуру, искусство в эпоху эллинизма перестает обладать изысканностью и чистотой вкуса в период расцвета (классики). Появляются заметные тенденции к пышности и эффектности. Что выражено в таких сооружениях, как храм Крылатой Афины, памятник Лисикрата, «Башня ветров», алтарь Зевса в Пергаме.
6Римская Греция (до 330 года н. э.) Греция под владычеством Римской Империи уже не может сохранять свое искусство в первозданном виде. Ей приходится подстраиваться под вкусы вечного города. Тем самым, греческие художники, направившиеся в Рим, привнесли в его архитектуру свои традиции, что способствовало взаимопроникновению искусства двух культур – римской и греческой.
Храм Посейдона.
Дельфийский храм (храм Аполлона)
Храм Тесея в Афинах
Алтарь Зевса в Пергаме