Идеологическая основа

XIII. Заключение

 

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство:

рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным

процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил

свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные

особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского

искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;

2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;

3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство

этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо,

“неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская

школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота

жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии

уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства

барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и

разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия

искусства.

 

Культурные и исторические предпосылки эпохи Барокко:

· Западная Европа вступила в новую фазу развития и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений.

· централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.

· XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: развитие всех европейских стран от феодализма к капитализму, в Голландии уже сложились буржуазные отношения; в Англии — буржуазная революция; во Франции — расцвет абсолютизма; в Италии — контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет Тридцатилетняя война (1618-1648гг.) ; Испания является одной из самых отсталых окраин.

· Ведущие соц. слои населения - буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

· ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков)

· борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм — буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль,

· борьба религиозного и светского начал.

· развивитие наук: (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды) , развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики) .

· XVII в — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма.

· Обостряется ощущение трагических противоречий.

· Скепсис и дуализм —основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой.

· “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.