Пир в Кане Галилейской

Ночной дозор

Мессия

(2.55)

 

* * *

Характерное для Генделя мастерство хорового письма, помогающее передать движение больших человеческих масс, составило одно из крупнейших завоеваний искусства Барокко. Проследим, как это выглядело в живописи.

На пути к обрисовке людского множества голландская школа создала оригинальный специфический жанр – групповой портрет. В лучших работах подобного рода большой коллектив предстаёт не в статике парадных поз, а в активном действии, раскрывающем то, ради чего существует данное сообщество: допустим, как это заявлено в заголовке и раскрыто в самой сути картины Рембрандта «Ночной дозор».

 

Рембрандт

Импульс к обрисовке многолюдного действа был дан на заре эпохи Барокко. Яркое тому свидетельство – огромные полотна Поло Веронзе ([Веронэзэ] 1528–1588). Самое известное из них – «Пир

в Кане Галилейской» (1563) на евангельский сюжет о свадебном празднестве, на котором, согласно легенде, Христос совершил чудо, превратив воду в вино.

Как это часто бывает у Веронезе, мифологический мотив служит поводом для изображения жизни венецианского общества, которому он принадлежал. Вот и здесь, судя по царственной роскоши архитектуры, по ослепительной красоте одежд и количеству слуг, пирует патрицианская верхушка Венеции. О явной модернизации сюжета говорит такая деталь: среди персонажей – испанский король Карл V и турецкий султан Сулейман, а в центре картины в обличье музыкантов выполнен групповой портрет знаменитых венецианских живописцев того времени – Тициана, Тинторетто, Бассано и самог Веронезе. Полотно наполнено движением, в нём как бы слышатся голоса многоликой толпы (изображено 138 персонажей).

 

Паоло Веронезе

Темы для воссоздания жизни больших человеческих масс художники находили и непосредственно в реалиях современности. В картине «Сдача Бреды»([Брэда] город в Нидерландах) Диего Веласкес живописует эпизод испано-нидерландской войны (в скобках заметим: живописует с позиций лояльного испанца, считающего оккупацию чужой страны вполне нормальным явлением). В центре этой многофигурной композиции (показаны передние фланги обеих армий, их вооружение, боевые лошади) командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу. Первый склонился в почти угодливой позе, второй полон гуманного сочувствия к побеждённому. Акт капитуляции воссоздаётся на фоне огромного пространства – расстилающаяся внизу долина с озером в клубах пожарищ как свидетельство только что отгремевшей баталии.

 

Диего Веласкес