Автопортрет

Отдых на пути в Египет

Чтобы со всей осязаемостью почувствовать образный строй и эстетику классицизма, обратимся к «Автопортрету»Никол Пуссена, который был лидером этого направления во всём европейском изобразительном искусстве эпохи Барокко. Перед нами человек отчётливо классицистского типа, в облике которого подчёркнута серьёзность и сила интеллекта. В жизни подобной натуры превалирует рассудок, рациональное начало – то, что противостояло эмоциональной стихийности барокко. Интеллектуализм образа проакцентирован фоном, который целиком построен на геометризме прямых линий (рамы картин, угол двери) и дополнен графически чёткой надписью (атрибуция портрета), выполненной латинским шрифтом – латынь в данном случае служит символом точности, ясности и лаконизма.

 

Никола Пуссен

В русле классицизма возникло такое замечательное явление, как французская трагедия. Культ разума, которым были отмечены работы того же Пуссена, стал для неё определяющим моментом. Господство сознания над эмоциями наиболее рельефное выражение получило в центральной для этого жанра проблеме борьбы чувства и долга. У Пьера Корнля ([Корнэль] 1606–1684), основоположника классицистского театра, эта дилемма однозначно решалась в пользу долга, что обычно связывалось с интересами государства.

В его пьесе «Гораций»рисуется противоборство Рима античных времён с городом-соперником. Волей обстоятельств судьбу их спора должен решить поединок, на который с каждой из сторон выбраны по три брата из родственных семей. И главный герой отбрасывает всё, что может помешать исполнению долга. Обращаясь к одному из братьев своей жены накануне поединка, он говорит:

 

Суровым мужеством я неизменно горд,

И требует оно, чтоб сердцем был я твёрд.

Нельзя готовому для подвига герою,

Вступив на бранный путь, назад глядеть с тоскою.

Кого бы ни сразить за град родной и землю,

Без всяких колебаний такую честь приемлю.

Я, муж твоей сестры, теперь иду на брата,

Но гордой радостью душа моя объята.

 

* * *

Если стиль барокко тяготел к необычному и предельному, а классицизм – к возвышенно-идеальному, то реализм преимущественно обращался к обычному, привычному, воссоздавая реального человека в реальных ситуациях и обстоятельствах.

До сих пор многое в рассмотрении эпохи Барокко начиналось с Тициана. Начнём с него и теперь. В его «Автопортрете»(около 1565) всё обыкновенно, во всём подчёркнутая скромность (одежда, сам облик), что как бы говорит: изображённый здесь персонаж стремится жить, ничем не выделяясь. Перед нами старый человек, существование которого отягощено бременем житейских забот (этим мотивом Тициан предвосхищал многие портреты Рембрандта). Сумрачное цветовое решение, грубоватые бурые мазки на лице служат свидетельством тягот обыденного хода вещей. И только глубоко изнутри просвечивает незаурядность натуры, её внутренняя сила и свойственное художнику мудрое понимание жизни.

 

Тициан