Элементы, отражающие специфику вуза
Целью курса
Г.
Санкт-Петербург
Конспект лекций
Управление качеством
Е.П.Силла
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственная полярная академия
Кафедра « Менеджмента организации»
для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.
Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).
Курс «Управление качеством» имеет цели:
- обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;
- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;
- дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;
- приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;
- эффективного управления качеством продукции и услуг.
Обучение приемам и методам работы по качеству не является какой-то изолированной дисциплиной, предназначенной исключительно для специалистов в области качества и стандартизации. Данная проблема носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
- организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;
- современные методы социально-экономической диагностики.
Уметь
- разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;
- разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;
- использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.
Иметь навыки:
- внедрения принципов обеспечения и управления качеством;
- работы по обеспечению качества продукции и услуг;
- методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;
- создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Воспитательная задача дисциплины.
В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.
Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.
Организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.
Текущий контроль осуществляется посредством:
- учета посещаемости студентами лекций и семинаров;
- активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;
- выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.
Итоговая форма контроля - зачет.
Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.
Результирующая оценка выставляется в баллах по следующим видам учебной деятельности студентов:
- Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов
- Участие в работе семинара – 10 баллов
- Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов
- Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.
Для студентов, не набравших необходимое количество баллов, предусмотрены дополнительные задания.
Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».