Определение исполнительных размеров для восстановления изношенной зубчатой передачи.

1. При ремонте оборудования часто требуется определить основные параметры зубчатых передач на основании замеров зубчатых колес.

Основными параметрами, подлежащими распознанию, являются модуль, профильный угол исходного контура (угол зацепления), высотные пропорции зубьев и коэффициенты коррекции. Зная эти параметры, можно определить остальные размеры зубчатых колес по существующим формулам.

2. Простым и достаточно надежным способом распознавания модуля и угла зацепления основной рейки является следующий:

2.1. Сосчитать зубья колеса.

2.2. Определить номинальную длину общей нормали..

Dа- диаметр вершин зубчатого колеса, полученный измерением? ……и округляется до ближайшего целого числа, (n- число зубьев, охватываемых при измерении длины общей нормали),

Z- число зубьев зубчатого колеса.

2.3. При помощи штангенциркуля измерить длину общей нормали (W).

2.4. Произвести аналогичное измерение, охватывая губками штангенциркуля на один зуб меньше (W1).

2.5. Основной шаг будет равен разности между первым и вторым замерами….

2.6. По таблице определяем модуль и угол зацепления рейки.

2.7. Измерять межосевое расстояние.

Ввиду того, что допуски на изготовление наружных диаметров зубчатых колес обычно направлены в минус, формулы, где используются наружные диаметры, обычно дают значения немного меньшие истинного. Поэтому полученные результаты следует округлять в большую сторону до ближайшего стандартного значения.

3. Геометрический расчет передачи:

3.1. Делительный диаметр.

3.2. Диаметр вершины зубьев.

3.3. Диаметр впадин зубьев.

3.4 Высота зуба.

3.5. Высота головки зуба.

3.6. Высота, ножки зуба.

3.7. Радиальный зазор.

3.8. Шаг зубьев.

3.9. Межосевое расстояние.

 

Таблица 2.1. Стандартные модули и питчи различных стран и соответствующие значения основного шага

Модуль в мм Питч P Угол зацепления a0
221/2̊ 20̊ 171/2̊ 15̊ 141/2̊
Основной шаг t0
1 (С1) 2,90 2,90 2,95 3,00 3,03
1,058 3,07 3,12 3,17 3.22
1,125 (С2) 3,27 3,32 3,37 3.41
1,25 (С1) 3,63 3,69 3,74 3,79
1,270 3,69 3,75 3,31 3,86
1,325 (С2) 3,85 3,91 3,97 4,02
1,411 4,10 4,16 4,23 4,29
1,5 (С1) 4,35 4.43 4,49 4,55
1,588 4,61 4,69 4,76 4,83
1,75 (С2) 5,08 5.17 5,24 5,31
1,814 5.27 5,34 5,44 5,52
2 (С1) 5,80 5,90 5,99 6,07
2,117 6,14 6,25 6,34 6,44
2,25 (С2) 6,53 6,64 6,74 6,83
2,309 6,70 6,82 6,92 7,02
2,5 (С1) 7.26 7,38 7,49 7,59
2,54 7.37 7,50 7,61 7,73
2,75 (С2) 7,98 8,12 8,24 8,34
2,822 8.19 8,33 8,46 8,58
3 (С1) 8,71 8,86 8,09 9,10
3,175 9,22 9,37 9,51 9,66
3,25* 9,43 9,59 9,74 9,86
3,5 (С2) 10,16 10,33 10,49 10,62
3,629 10,53 10,71 10,87 11,04
3,75* 10,88 11,07 11,24 11,38
4 (Cl) 11,61 11,81 11,98 12,14
4,233 12,29 12,50 12,68 12,88
4,25 12.34 12,55 12,73 12,90
4.5 (C2) 13,06 13,28 13,48 13,66
5 (Cl) 14,51 14,76 14,98 15,17
5,080 14,74 15,00 15,22 15,45
5.5 (C2) 15,96 16,24 16,48 16,69
5,644 41/2 16,38 16,66 16,91 17,17
6 (Cl) 17,41 17,71 17.98 18,21
6,350 18,43 18,75 19,03 19,31
6,5** 18,87 19,19 19,48 19,72
7 (C2) 20,32 20,66 20.97 21,24
7.257 31/2 21,06 21,42 21,74 22,07
8 (Cl) 23,22 23,82 23,97 24,28
8,476 24,58 25,00 25,37 25,75
9 (C2) 26,12 26,57 26,97 27,31
10 (Cl) 29,02 29,52 29,96 30,35
10,160 21/2 29,46 29,99 30,44 30,90
11 (C2) 31,93 32,47 32,98 33,38
11,289 21/4 32,77 33.30 33,82 34,34
12 (Cl) 34,83 35,43 35,95 36,41
12,700 36,86 37,49 38,05 38,63
38,38 38,95 39,45
14 (C2) 40,63 41,33 41,95 42,48
14,514 13/4 42,13 42,88 43,49 44,15
43,54 44.28 44,94 45,52
16 (Cl) 46,44 47,23 47,94 48,55
16.933 11/2 49,15 50,01 50,73 51,51
18 (C2) 52,24 53,14 53,93 54,62
20 (Cl) 58,05 59,04 59,92 60,89
20,320 11/4 58,98 59,98 60,88 61,81
22 (C2) 63,85 64,95 65,92 66,76
24 (r) 69,66 70,85 71,98 72,83
25 (Cl) 72,56 73,80 74.90 75,86
25,400 73,72 74,98 76,10 77,26
75,46 76,76 77,90 78,90
78,37 79,71 80,90 81,93
28(С2) 81,27 82,66 83,89 84,97
87,07 88,56 89,89 91,04

 

Вопросы для самоконтроля при подготовке к защите работы:

1. Какие зубчатые передачи Вы знаете?

2. Каков стандартный исходный профиль рейки эвольвентного сопряжения?

3. Какова разница между начальной и делительной окружностью зубчатой передачи?

4. Что называется шагом и модулем зубчатого зацепления?

5. Что называется корригированием?

6. Для чего применяется корригирование?

7. Какие виды коррекции Вы знаете?

 

Литература:

1. Курсовое проектирование деталей машин: Справочное пособие. Часть1/ А.В.Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Клачев и др.- Мн.: Высшая школа, 1982 г.

2. Курсовое проектирование деталей машин: справочное пособие. Часть 2/ А.В.Кузьмин.

3. Н.Н. Макейчик, В.Ф. Клачев и др.- Мн.: Высшая школа, 1982 г.

4. Куклин Н.Г. Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов- 4-е издание переработанное и дополненное, Высшая школа 1987 г.

5. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: машиностроение, 1987 г.