Готическая архитектура Франции

Искусство ранней классики. Натурализм

Искусство ранней классики. Большой стиль

Господство дорики над ионикой. Черты архаической условности еще давали о себе знать (вазопись и скульптура), однако они быстро уходили в прошлое. Усложнялась пластика куросов, появление реализма.

Контрапост – способ постановки обнаженной фигуры с упором на одну ногу. «Аполлон Пефийский» - одна из самых знаменитых античных статуй (руки выдвинуты вперед) Присутствуют следы архаики, но мягкость моделировки – от классики.

Большое значение для разрушения условности архаического искусства имеет появление скульптурных фигур, посвященных какому-либо историческому событию, скульптурных групп.

Перийский курос – скульптура на границе архаики и ранней классики. Фронтальная постановка фигуры. Еще примитивная. Мальчик Крития – первый намек на контропост. Строгий стиль – переход от архаики к ранней классике.

Конец строгого стиля 480-50 г. до н. э.

Большой стиль (480 – победа над Карфагеном и Персией). После 480 года – появление «триумфального стиля».

Западная Греция – идея неподвижности.

Афины – идея движения и динамичности.

«Дельфийский возничий» - статуя из бронзы, из Сицилии. Стилизация под раннюю архаику. Мягкая моделировка лица. Возвращаются некоторые черты архаики – художники отказываются от контраста, ради изображения триумфа, величия.

«Статуи-колонны» - вертикальные складки по одежде напоминают канелюры на колонне. «Богиня из Торенто» - Архаизация, отсутствие черт искусства ранней классики.

Афинский большой стиль - «Тираноубийцы» - Гармодий и Аристогитон (статуя в Афинах). Идея движения, порыва.

Лучше всего сохранившаяся статуя эпохи – «Посейдон». Покрыт позолотой, найден на морском дне. Раннеклассическая пластика, 450 г., граница ранней и высокой классики.

Зевс, похищающий Гнимеда. «Пифагор Регийский» - с конца 6 в. – середины 5 в. эпоха ранней классики. «Мальчик, вытаскивающий занозу». Девушка, победительница в беге. Пифагор пытается усложнить постановку фигуры. Сама фигура трактована натуралистично. Впервые в истории искусства есть возрастные отличия фигуры.

Ранняя готика

 

Примеры: Сен Дени, Нотр-дам де Пари

 

Особенности:

1. Динамичность

2. Нарядность

3. Использование шпилей, башен, арок стрельчатой формы

4. Разнообразие типов сводов

5. Целостность решения (последовательное развитие к алтарю)

 

Нотр-дам де Пари на о. Сите (р. Сена) 1163-1250

 

Начал строить Людовиг 14, закончил Александр 3

 

Архитекторы: Жан из Шелля

Пьер из Шелля

Пьер из Монтрейля

Жан из Реви

 

Строился в качестве придворной церкви и главного храма Парижа.

(до него на о. Сите стояло 2 храма - Св. Стефана и св. Марии)

 

Главная идея храма: освящение централизованной монархии

 

5ти нефная базилика

длина: 129м

длина западного фасада 42м

высота башен 69м

высота центр. нефа 32м

 

Вероятно, башни не достроены (нет стрельчатого завершения)

 

На западном фасаде 3 портала (центральный-вход)

 

Т.к. это придворная церковь, над порталом скульптурный фриз "королевская галерея", а над ней арочная галерея - ТРИФОРИЙ

 

Окна с розой находились не только на западном фасаде, но и на выходе трансептов (юг, север)

На пересечении главного нефа с трансептом стоит башня со шпилем

Окружен опорной системой контрфорсов и аркбутанов

 

Характерно для раннейготики ощущение стены, горизонтальности, отношение ширины к высоте 1:1, деление западного фасада на 3 части галереями

 

Трансепт не разрывает целостности храма

Травеи могут быть прямоугольными

Алтарь открытый, без иконостаса, скульптура

 

 

Высокая готика (расцвет стиля)

 

Все храмы в честь Богоматери

 

Собор в Шартре (самые красивые витражи)

 

Длина 130м

 

Знач цветов в витражах:

белый - чистоты

красный - праздник, торжество, жертва

синий - небеса

Желтый - слава Богу

зеленый - молодость, вечность

(В высокой готике начинают вставлять по несколько стекол, из-за этого получаются более сложные оттенки)