Готическая архитектура Франции
Искусство ранней классики. Натурализм
Искусство ранней классики. Большой стиль
Господство дорики над ионикой. Черты архаической условности еще давали о себе знать (вазопись и скульптура), однако они быстро уходили в прошлое. Усложнялась пластика куросов, появление реализма.
Контрапост – способ постановки обнаженной фигуры с упором на одну ногу. «Аполлон Пефийский» - одна из самых знаменитых античных статуй (руки выдвинуты вперед) Присутствуют следы архаики, но мягкость моделировки – от классики.
Большое значение для разрушения условности архаического искусства имеет появление скульптурных фигур, посвященных какому-либо историческому событию, скульптурных групп.
Перийский курос – скульптура на границе архаики и ранней классики. Фронтальная постановка фигуры. Еще примитивная. Мальчик Крития – первый намек на контропост. Строгий стиль – переход от архаики к ранней классике.
Конец строгого стиля 480-50 г. до н. э.
Большой стиль (480 – победа над Карфагеном и Персией). После 480 года – появление «триумфального стиля».
Западная Греция – идея неподвижности.
Афины – идея движения и динамичности.
«Дельфийский возничий» - статуя из бронзы, из Сицилии. Стилизация под раннюю архаику. Мягкая моделировка лица. Возвращаются некоторые черты архаики – художники отказываются от контраста, ради изображения триумфа, величия.
«Статуи-колонны» - вертикальные складки по одежде напоминают канелюры на колонне. «Богиня из Торенто» - Архаизация, отсутствие черт искусства ранней классики.
Афинский большой стиль - «Тираноубийцы» - Гармодий и Аристогитон (статуя в Афинах). Идея движения, порыва.
Лучше всего сохранившаяся статуя эпохи – «Посейдон». Покрыт позолотой, найден на морском дне. Раннеклассическая пластика, 450 г., граница ранней и высокой классики.
Зевс, похищающий Гнимеда. «Пифагор Регийский» - с конца 6 в. – середины 5 в. эпоха ранней классики. «Мальчик, вытаскивающий занозу». Девушка, победительница в беге. Пифагор пытается усложнить постановку фигуры. Сама фигура трактована натуралистично. Впервые в истории искусства есть возрастные отличия фигуры.
Ранняя готика
Примеры: Сен Дени, Нотр-дам де Пари
Особенности:
1. Динамичность
2. Нарядность
3. Использование шпилей, башен, арок стрельчатой формы
4. Разнообразие типов сводов
5. Целостность решения (последовательное развитие к алтарю)
Нотр-дам де Пари на о. Сите (р. Сена) 1163-1250
Начал строить Людовиг 14, закончил Александр 3
Архитекторы: Жан из Шелля
Пьер из Шелля
Пьер из Монтрейля
Жан из Реви
Строился в качестве придворной церкви и главного храма Парижа.
(до него на о. Сите стояло 2 храма - Св. Стефана и св. Марии)
Главная идея храма: освящение централизованной монархии
5ти нефная базилика
длина: 129м
длина западного фасада 42м
высота башен 69м
высота центр. нефа 32м
Вероятно, башни не достроены (нет стрельчатого завершения)
На западном фасаде 3 портала (центральный-вход)
Т.к. это придворная церковь, над порталом скульптурный фриз "королевская галерея", а над ней арочная галерея - ТРИФОРИЙ
Окна с розой находились не только на западном фасаде, но и на выходе трансептов (юг, север)
На пересечении главного нефа с трансептом стоит башня со шпилем
Окружен опорной системой контрфорсов и аркбутанов
Характерно для раннейготики ощущение стены, горизонтальности, отношение ширины к высоте 1:1, деление западного фасада на 3 части галереями
Трансепт не разрывает целостности храма
Травеи могут быть прямоугольными
Алтарь открытый, без иконостаса, скульптура
Высокая готика (расцвет стиля)
Все храмы в честь Богоматери
Собор в Шартре (самые красивые витражи)
Длина 130м
Знач цветов в витражах:
белый - чистоты
красный - праздник, торжество, жертва
синий - небеса
Желтый - слава Богу
зеленый - молодость, вечность
(В высокой готике начинают вставлять по несколько стекол, из-за этого получаются более сложные оттенки)