Европеизация градостроительного творчества в российском государстве. XVIII-нач.XIXвв. с 85-116

Способы повышения престижности архитектурного облика столицы. с 82

 

В целях повышения престижности архитектурного облика столицы из Италии в Москву были приглашены архитекторы, которым поручалось строительство наиболее важных объектов. Участие итальянских архитекторов в возведении православных храмов в Московском Кремле — цитадели государства, не привело к потере черт автохтонности в архитектурном облике новостроек. В то же время московские зодчие, принимавшие участие в строительстве, перенимали западноевропейский опыт и инженерные приемы строительства. В Москве стали широко применяться в строительстве керамический кирпич, металл, керамическая плитка.

Особенно востребованным в Москве оказался западноевропейский опыт возведения высоких (многоэтажных) сооружений. В столице и в Кремле возводились башни и колокольни в 3, 4, 5 ярусов. Эти постройки, сочетающие сложный план, пластичность, полихромное цветовое решение фасадов, украшали российскую столицу и другие российские города.

Наиболее показательны и иллюстративны в этом плане следующие постройки: Спасская башня Московского Кремля, храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), Вознесенская церковь в с. Коломенском, колокольня «Иван Великий», колокольня Новодевичьего монастыря, колокольня Троице-Сергиевой лавры.

 

 

Принципиально новый этап в развитии архитектуры и градостроительства, начался, конечно же, не с первых дней наступившего XVIII столетия. События всего предшествующего периода в социально-экономическом и этнокультурном развитии государства на обширных пространствах Восточной Европы и Сибири подготовили идеологическую, экономическую и эстетическую базу для расцвета российской архитектурной теории и практики. Именно с началом этого периода уместно и правильно применять термин «российская» к понятиям архитектурной и градостроительной деятельности на территории нашего Отечества. В новый период развития государственности и в европейской, и в азиатской частях государства архитектурное наследие создавалось всем интеллектуальным потенциалом этнического поля, составлявшего многонациональное население империи в XVIII—XIX веках.

Тем не менее 1700 год, обозначивший начало XVIII столетия в мировой и отечественной истории, стал переломным в дальнейшем развитии всей российской государственности. Экономическое и общественное развитие российских земель потребовало восстановления исторических границ, которые ранее занимали древнерусские княжества. Новый уровень государственного развития требовал для торгового обмена с Европой и Азией выходов к Балтийскому и Черному морям. Кроме того, колонизация азиатских земель за Уралом для освоения новых природных ресурсов была жизненно важна для России XVIII и особенно XIX века.

Все эти новые процессы по сути своей были напрямую связаны с архитектурной и градостроительной деятельностью. Архитектурная и градостроительная теория и практика становились одновременно историей развития государства Российского.

Рост и развитие государства сопровождались развитием систем расселения, сложившихся в предыдущий период. Для эффективного управления государством требовалась реорганизация систем расселения, и с началом XVIII века образовывается сложная, трех-, а затем и четырехзвенная система, которая юридически была оформлена образованием губернского административного деления в Российской империи.

На новом этапе развития российской государственности начинает меняться функциональное назначение города как основного звена в системе расселения. В связи с расширением государственных границ и укреплением военной мощи России в центральных территориях Восточной Европы российские города теряют свою старую функцию оборонительных центров. Теперь город — это экономический центр в системе расселения, который становится главной производительной и коммерческой единицей в новой государственной структуре. В соответствии с этими процессами в архитектурной теории и практике корректируются задачи российского градостроительства.

В XVIII веке еще продолжается закладка новых городов как военно-стратегических центров. Однако это относится к периферийным частям государства. В частности, этот процесс интенсивно происходит в Приазовском этнокультурном территориальном комплексе, на землях которого активно идут процессы колонизации славянским населением и возвращения христианской культуры. Так в XVIII веке были образованы города Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (Краснодар), Ставрополь, Моздок, Кизляр и др., в начале XIX века — города Ейск, Владикавказ, Новочеркасск и др (рис. 46—51).

К концу XVIII века и исторические, и новые российские города становятся открытыми, и возведенные на их территории мощные военные укрепления теряют свой первоначальный смысл. Городские крепостные сооружения и система монастырей на европейской территории Российской империи носят теперь функцию исторического архитектурного наследия, лишь украшая городские и сельские ландшафты крепостными стенами и башнями.

Новые функции города и новый период в развитии архитектуры, а также новая государственная идеология, направленная на упорядочение и строгую регламентацию жизни общества, предъявляют те же требования градостроительству.

Наиболее отчетливо новые подходы к градостроительному искусству проявились в характере планировки и застройки новой российской столицы. Регулярность и геометрически правильное построение общей схемы генерального плана Санкт-Петербурга, функциональное зонирование городских территорий — именно в этих чертах проявилась новая европеизированная направленность российского градостроительства.

Императорская власть считала архитектуру и градостроительство важнейшим государственным делом, поэтому контролировала эту сферу общественной деятельности. Закладка новых городов и крепостей на границах империи велась на основе изучения природных и климатических условий этих территорий. Выбор места закладки новых населенных мест поручался специальным комиссиям, которые делали свои заключения о пригодности того или иного участка. При закладке военных укреплений применялись самые передовые методы возведения фортификационных сооружений. Военные инженеры тщательно изучали западноевропейский опыт. Там же заимствовали и новые технологии строительства.

Таким образом, XVIII век для российской градостроительной теории и практики был временем осмысления как собственного, так и зарубежного опыта градостроительства. Особое внимание было уделено проблемам реконструкции русских исторических городов для приспособления их и к новым экономическим функциям, и с точки зрения новой архитектурной эстетики.

Для решения новых архитектурных и градостроительных задач в Российскую империю были приглашены иностранные специалисты. Этот процесс объясним тем, что в России к началу XVIII века еще не была создана необходимая база для обучения архитектурных кадров на новом инженерном уровне и в количестве, необходимом для ведения значительного числа построек в европейской и азиатской частях Российской империи. Старый, цеховой принцип подготовки зодчих не мог решить новых инженерных и архитектурных задач наступившего XVIII века.

Вместе с иностранными специалистами в Российскую империю пришли европейские проекты дворцовых, жилых, общественных и других построек. Россия еще в XVIII веке соприкоснулась с европейской архитектурной стилистикой барокко, которая пришлась по вкусу российским заказчикам.

К середине XVIII века достигает своего расцвета архитектурная западноевропейская стилистика барокко. Этот период российской архитектуры многими историками в научной и учебной литературе отмечен как стилистика «русского барокко».

В начале XIX века эстетические вкусы и предпочтения главного заказчика архитектуры — государства, сменились в сторону классицизма. Этот поворот в отношении стиля объясним «взрослением» Российской империи и потребностью в архитектурном оформлении новой идеологии авторитарной и сильной императорской власти. Именно классицизм, официальный, монументальный, уравновешенный и уверенный в себе как никакой другой, подходил для парадного фасада императорской власти России в начале XIX века.

В этом плане закладка и строительство в 1703 году города Санкт-Петербурга может сегодня рассматриваться как создание в Российской империи XVIII века первого опыта возведения политического и экономического центра принципиально нового типа. В этом опыте было сконцентрировано стремление разработать теоретически и опробовать практически новые принципы в градостроительстве. Для ведения проектных и строительных работ впервые в России создается Канцелярия от строения Санкт-Петербурга — исполнительный орган государственной власти, который разрабатывал регламентации, вел проектирование и осуществлял надзор за возведением зданий и сооружений на всей территории, отведенной под будущую столицу Российской империи.

В деятельности этой комиссии, а также в разработке проектов зданий и сооружений столицы в XVIII в. принимали участие как русские, так и зарубежные архитекторы: Д. Трезини, П. М. Еропкин, Ж.-Б. Леблон, И. К. Коробов, М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский, А. Н. Квасов (рис. 52-55).

В разработке схемы генерального плана новой российской столицы появилось несколько принципиально новых особенностей.

Во-первых, генеральный план города предусматривал в определенной мере зонирование городской территории и выделение в его структуре общегородских градостроительных ансамблей, которые должны были составить парадную, представительскую его часть.

Во-вторых, одной из градостроительных особенностей было стремление авторов генплана столицы к созданию системы пригородных структур, составлявших с городом единый архитектурно-градостроительный ансамбль, включавший в систему Царское Село, Петергоф, Гатчино, Павловск и др. Современная терминология называет такую разбивку проектом районной планировки. Новый этап развития российского градостроительства положил начало процессу государственного регулирования городской застройки. С началом XVIII века стал постепенно складываться свод правил застройки, и стали появляться в свет примерные (типовые) проекты застройки столицы. Затем эти проекты стали разрабатываться для губернских и уездных центров.

Основой регламентации градостроительства стало определение общей планировочной структуры города, определение ширины улиц, установление правил о характере их застройки. Разрабатывались противопожарные и санитарные нормы проектирования оборудования города.

В южной части России в XVIII-XIX веках были заложены новые города, ставшие важнейшими промышленными и торговыми центрами. Это Екатеринослав, Днепропетровск на Урале, Ростов-на-Дону, Екатеринодар (совр. Краснодар), Новочеркасск, Ставрополь и др.

Исторические российские города центральной части, ранее бывшие опорными оборонительными узлами в пограничных зонах, в этот период времени стали развиваться как торговые и экономические центры. Это Тула, Воронеж, Тамбов, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Царицын, Астрахань, Харьков и др. Особенно стремительно процесс градостроительства развивался в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Перед российской градостроительной теорией и практикой стояла сложная задача реконструкции исторически сложившихся городов. Их стихийно складывавшаяся структура застройки до XVIII века оказалась малопригодной в новом времени. Роль инициатора реконструкции российских городов взяло на себя государство.

Примером выработки правил и принципов реконструкции сложившихся городских структур стала прежняя столица Российского государства — город Москва. В 1775 году был разработан план реконструкции этого крупнейшего города, считавшегося таковым не только в Российской империи, но и в Европе. Планом реконструкции была предусмотрена его новая направленность в развитии территории. Главным центром Москвы оставался Кремль и Красная площадь. Согласно новой концепции, жилые дома усадебного типа, которых в городе насчитывалось большинство, уступали место жилым домам городского типа. Применяется метод ансамблевой застройки. К примеру, по ул. Тверской архитектором М. Казаковым построено и перестроено большинство зданий, в том числе перестроена Тверская площадь. В новой застройке дома ориентировались фронтально, по красным линиям улиц. Важную роль в создании архитектурного ансамбля улицы имели угловые ротонды с колоннадами, портиками и венчавшими их куполами.

Классическим примером городской застройки Москвы этого времени может быть дом крупного промышленника и землевладельца Пашкова, построенный архитектором Баженовым в 1784-1786 гг. по улице Моховой. Вторым и третьим классическими примерами ансамблевой застройки центра Москвы вполне может быть здание Московского университета, построенное по проекту М. Ф. Казакова в 1786-1793 гг., и выстроенное по его же проекту в 1796-1807 гг. здание Голицынской больницы.

Приведенные примеры говорят о том, что прежняя стихийность в застройке Москвы была остановлена, и развитие города с XVIII века подчинено прежде всего общественным интересам.

Процесс реконструкции Москвы был прерван в 1812 году захватом города французами и последовавшим пожаром, в котором было уничтожено большинство городской застройки. В первой половине XIX века была разработана государственная программа восстановления первопрестольной российской столицы. Этой программой предусматривалось не только строительство жилья для населения, но и коренное переустройство города, приближение его планировочной структуры к европейским стандартам в градостроительстве. Значительное внимание уделялось восстановлению и развитию основных архитектурно-градостроительных ансамблей Москвы. В основу нового проекта реконструкции был положен генплан 1775 года. Основную направленность разработанного генплана составляла градостроительная концепция сохранения исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры с Кремлем в ее центральной части.

Для реализации нового генерального плана была создана Комиссия для строения Москвы, в которой ведущую роль играл О.И. Бове — ее главный архитектор.

Создание такой комиссии и государственное внимание к реконструкции города было стремлением на примере Москвы создать идеальный русский город, символизировавший собой величие и мощь Российской империи.

Не случайно в Москве XVIII века империя ведет строительство крупнейших сооружений, являющихся по своей преобразующей сути общероссийскими.

Постепенно Москва, связанная с Петербургом не только сухопутными и идейными коммуникациями, начинает составлять единую общероссийскую градостроительную систему, эталон, на который равняются быстро развивающиеся периферийные российские центры.

Провинциальные центры в европейской и азиатской частях Российской империи развиваются различными темпами. Опережающими темпами развиваются возникшие в XVI-XVII веках города Поволжья и Урала. Здесь основными градообразующими элементами становятся предприятия металлургической и машиностроительной промышленности. Дополнительным стимулом развития волжских городов является активная торговая деятельность населения, связанная с производством, хранением и сбытом продовольствия зерна, рыбы и других товаров. Именно поэтому бывшие волжские и камские города-крепости приобретают свое новое назначение и новый архитектурный облик. Это Астрахань, Царицын (совр. Волгоград), Саратов, Симбирск (совр. Ульяновск), Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь и др.

В застройке этих городов преобладают купеческие и мещанские кварталы, закладываются производственные объекты — предвестники промышленности будущей великой России. В этих городах формируются будущие промышленные зоны.

Еще более стремительные темпы градостроительного развития Поволжья ожидаются во второй половине XIX века, когда важнейшая водная коммуникация (р. Волга) дополнится сетью железных дорог и начнется создание новых промышленных центров общероссийского масштаба.

Лишенные природных ресурсов, востребованных российским обществом и государством на новом этапе своего развития, старинные русские города Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Рязань останавливаются в своем градостроительном развитии.

В Поднепровье в XVIII веке процесс градостроительства идет более медленными темпами, чем на остальных территориях России. Этот процесс замедлился сложным положением Украины, которая только начинала выходить из-под опеки (колонизации) Польши, и продолжавшейся русско-турецкой войной.

Конец XVIII века характеризуется ускоренным развитием градостроительства в Северном Причерноморье, Приазовье и Нижнем Поднепровье. Здесь были заложены города: Екатеринослав (1777 г.), Херсон (1778 г.), Мариуполь (1780 г.), Николаев (1789 г.), Одесса (1794 г.). Примером градостроительства этого периода может служить план города Екатеринослава (Днепропетровска), автор архитектор И. Е. Старов.

Сохранялись планировочные структуры старых украинских городов: Киева, Харькова, Чугуева, Сумы, Полтавы и др. Предусматривалось стремление к расширению основных городских магистралей.

Регулярная планировка городов применялась лишь в тех случаях, когда речь шла о свободных территориях.

Проекты реконструкции старых украинских городов, утвержденные в конце XVIII века в Комиссии строения Санкт-Петербурга и Москвы, во многих случаях оставались нереализованными из-за состояния войны между Россией и Турцией. Первостепенное внимание уделялось строительству новых черноморских портов и созданию военного и торгового флота.

Лишь во второй половине XIX века государство обращает внимание на реконструкцию планировочных структур украинских городов: Киева, Харькова, Чернигова, Сумы, Новгорода-Северского.

Развитие производственного сектора увеличивает поступление средств, направляемых на общественное строительство и обустройство городов. Обустраивают и центры старых городов — Полтавы, Харькова, создаются городские ансамбли Екатеринослава, Николаева, Одессы, Херсонеса. Разрабатываются примерные проекты жилых и общественных городских построек.

Новый период в развитии градостроительства на территории современной Белоруссии отмечен сохранением уклада, сложившегося в XVI—XVIII веках. Города восточной части Белоруссии были включены в общероссийский план реконструкции. В 1778 году были разработаны генпланы городов Барановичи, Витебска, Климовичи, Полоцка. В 1800 году были разработаны планировочные документы для реконструкции городов Минской губернии. В начале XIX века были утверждены планы реконструкции для городов Бреста, Минска, Пинска и др. Во второй половине XIX века, после присоединения западных белорусских территорий к России, стали разрабатываться планы реконструкции городов западной части Белоруссии.

В планах реконструкции старых городов и закладки новых на всей территории развивающейся Российской империи существенную роль играли водные и сухопутные коммуникации, которые связывали отдельные территории в единую систему расселения. Во второй половине XIX века эта система в основном сформировала свои черты. Географический центр Российского государства, как и до XVIII века, по-прежнему просматривался в г. Москве, к которой сходились радиально дороги из всех уголков страны. Такое удобное географическое положение привело к тому, что, несмотря на перевод политической столицы в Санкт-Петербург, значение Москвы как общероссийского центра сохранилось. К Москве переходит роль крупнейшего экономического, торгового и культурного центра государства.

Развитие сухопутных видов транспорта, и прежде всего железных дорог, обеспечивает усиление роли периферийных российских центров, таких как Самара, Казань, Нижний Новгород на Волге, Екатеринбург на Урале, Николаев, Одесса, Ростов-на-Дону.

В свою очередь, развитие общероссийской системы расселения и укрепление провинциальных центров вновь приводят к всплеску в развитии архитектурного творчества.

Новые преобразования, предпринятые царем и первым императором Российского государства Петром I, неразрывно были связаны с продолжением культурных и экономических контактов с внешним миром. Общественное развитие государства требовало как импорта, так и экспорта товаров, услуг и идей.

Все это обусловило необходимость развития строительной отрасли, направленной на градостроительство в самом широком смысле этого слова. Достижения в области зодчества допетровской эпохи были велики, но явно недостаточны для решения новых задач, поставленных перед Россией XVIII века. Архитектурная теория и практика до XVIII века преуспела в строительстве крепостных укреплений и в возведении православных храмов. Новому Российскому государству требовалось не только это. Необходимо было возводить в обеих столицах огромные дворцовые комплексы, о которых ранее русские зодчие не имели представления. Строительство новой столицы — Санкт-Петербурга — поставило перед архитекторами задачи настолько грандиозные, что собственными силами с ними справиться было просто невозможно. Помимо этого в архитектурной типологии прибавились новые понятия: театральные и общественные здания, больницы, крупные торговые здания, многоэтажные и многоквартирные жилые дома, производственные здания. В XVIII веке российским зодчим предстояло научиться создавать произведения ландшафтной и садово-парковой архитектуры.

По приглашению Петра I и последующих всероссийских самодержцев в Россию прибыли архитекторы из Италии, Франции, Германии и других европейских стран. Вместе с иностранными специалистами в страну пришли проекты требующихся построек и архитектурные формы, которым были обучены архитекторы Западной Европы. За неимением своих автохтонных архитектурных форм в России воспользовались плодами итальянского и европейского Ренессанса. Неудивительно, что в XVIII веке здания, построенные в России, были выдержаны в стиле барокко, а позднее — классицизма. В этих эстетических формах выдерживается российская архитектура в столице, в больших и малых городах и даже в сельской местности, где заказчик-помещик возводит свои фамильные усадьбы. Столь же активными заказчиками в области строительства становятся купцы и промышленники. Для них создаются не только фамильные резиденции, но и промышленные и складские объекты.

Важнейшим делом, отмеченным государственным вниманием, становится организация и строительство специальных учебных заведений. В XVIII веке в России открываются Навигацкая школа (1701 г.), Инженерная школа (1712 г.), Медицинская школа (1707 г.), Морская академия (1715 г.), Кунсткамера — первый научный музей в России (1718 г.), Академия художеств (1764-1768 гг.), Московский университет (1780 г.), Горный институт (1806-1811 гг.), Казанский университет (1822-1825 гг.).

В Санкт-Петербурге и Москве возводятся такие крупные постройки, имеющие градообразующее значение, как театры.

Театральные здания возводятся также в российских провинциальных центрах — Одессе, Ярославле и других. Большое распространение получает строительство как в столицах, так и в провинции зданий клубов для различных сословий, так называемые дворянские, купеческие, офицерские собрания. Эти постройки достаточно объемны и значительны, включают в свой комплекс зрительные залы, оборудованы сценами и пригодны для театральных постановок. Особенно во второй половине XIX века ведется активное строительство жилых домов. Типологический ряд жилых построек включает городской дом, имеющий образцовые проекты для различных сословий, а также дворец, усадьбу городского или загородного типа.

Крупнейшим городским дворцом в российской архитектуре стал Зимний дворец в Санкт-Петербурге — резиденция российского императорского двора. Автор проекта — архитектор В.В. Растрелли — спланировал постройку в виде замкнутого каре из зданий и переходов между ними.

Примером загородных дворцовых комплексов могут служить постройки в Царском Селе (архитекторы А. В. Квасов и В. В. Растрелли) и Петергофе (архитектора В. В. Растрелли).

Одним из распространенных типов построек в столицах и городах Российской империи стали гостиные дворы — своеобразные оптово-розничные торговые комплексы, которые принято было строить в центральной части города. Такие дворы возводились в Москве, Санкт-Петербурге и в крупных провинциальных городах: Ростове Великом, Костроме, Кяхте и других. Постройки представляли собой здания в 1 или 2 уровня, образующие замкнутое каре с обширным внутренним двором, который служил для складирования и обработки товаров. В первом этаже организовывались торговые ячейки, сдаваемые внаем для розничной торговли. Наиболее грандиозным сооружением, вполне современным торговым центром стали торговые ряды в Москве (архитектор А. Померанцев, инженер В. Шухов, 1894-1896 гг.) (рис. 60).

В XIX веке появилась необходимость в возведении зданий, служащих инфраструктурой финансового рынка. К ним относятся биржи и банки.

К концу XVII века на всей территории Российского государства сложился цеховой, или артельный принцип организации архитектурно-строительного дела, по своей сути средневековый принцип, который не мог удовлетворять новые потребности зарождавшейся Российской империи.

В первой половине XVIII века сосуществуют старый цеховой принцип и новый, предусматривающий профессиональную деятельность архитектора в наших современных понятиях. В прежней своей ипостаси зодчество понималось как единый процесс, от архитектурного замысла до возведения построек. Проектный замысел в виде чертежа отсутствовал. Именно этим фактором объяснялась неповторимость и оригинальность российской архитектуры до XVIII в. Заказчик и подрядчик (зодчий) оговаривали основные параметры будущей постройки в виде «подрядной записи», то есть «на словах» составлялся эскизный проект будущего храма или иной светской постройки. Зодчий в этой системе был хранителем архитектурно-художественного образа постройки, опыта разбивки его плана на местности, секретов возведения надежных несущих конструкций и изготовления деталей архитектурного декора. Архитектурное творчество «по образцу» — закон профессиональной деятельности средневекового мастера.

В условиях XVIII века, с его задачами быстрого преобразования российского государственного устройства на западноевропейский лад средневековые принципы зодчества представляли тормоз всего задуманного Петром I в развитии Отечества.

В XVIII веке начинается призыв на архитектурную службу в Россию зарубежных мастеров, давно забывших средневековые традиции в строительстве. С этого времени в России был применен западноевропейский опыт возведения зданий по чертежам.

Практика проектирования на бумаге и строительства по чертежам, пояснительные тексты — передовые западноевропейские элементы архитектурной культуры и строительной практики, были известны в России еще в XVI веке, принесенные сюда итальянскими зодчими, реконструировавшими Москву. Однако только в XVIII веке эта практика становится преобладающей. В петровские времена профессиональная культура архитектурного творчества и строительной практики стала базироваться исключительно на основе проектной документации. Этот процесс стимулировался увеличением объемов строительства и сложностью возводимых объектов, требованиями расчетов надежности и эстетических качеств постройки.

Новая культура архитектурного проектирования компенсировала недостаточное количество архитектурных кадров. По чертежам, разработанным в Санкт-Петербурге или Москве, можно было возводить постройки в провинции.

В проектной практике XVIII века уже применялись такие понятия, как план, фасад, масштаб, профиль, пропорция. С этих пор процессы проектирования и строительства разделены. Архитектор, находясь в Санкт-Петербурге или Москве, может разрабатывать проекты для Полтавы, Одессы, Екатеринбурга или любого другого города. Так в XVIII-XIX веках в различных городах России возводятся храмы, присутственные места, жилые дома и т. д. по проектам известных мастеров архитектуры, которые могли и не увидеть плодов своего творчества в натуре. Именно в XVIII веке начинает складываться практика разработки «примерных», или образцовых (типовых) проектов жилых домов для лиц различных сословий и званий, для присутственных мест (административных зданий) и т. д. Проектные же чертежи ложатся в основу крупных градостроительных и фортификационных работ. Чертежному проектированию сопутствовал старинный способ демонстрации замысла архитектора — изготовление макетов будущих построек. В XVIII веке такие макеты изготавливались из дерева в масштабе 1:50 для всех особо важных построек. При этом макеты делались разъемными, чтобы можно было показать интерьеры проектируемых зданий. Большое количество таких макетов хранится сегодня в Музее русской архитектуры им. А. В. Щусева.

В XVIII веке в России в большом количестве появляются архитектурные книги и альбомы, которые представляют собой гравированные изображения памятников античной архитектуры и известных построек периода итальянского Возрождения, а также изображения построек Парижа, Версаля, Лондона, Вены и других западноевропейских городов. Среди завозимых в Россию изданий — известнейший труд итальянца А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», архитектурные трактаты других классиков эпохи позднего Возрождения — Скамоц-ци, Серлио, Виньолы, а также основоположников французского классицизма — Ф. Блонделя, К. Перро и других авторов.

На формирование эстетических предпочтений заказчиков архитектуры XVIII века главное влияние оказала архитектурная книга и личное посещение европейских стран многими из них, а также преобладание в XVIII веке среди отечественных мастеров архитектуры выходцев из Италии и Франции, учеников и последователей итальянского Ренессанса.

Список архитекторов-иностранцев достаточно велик. Это Д. Тре-зини, Д.-М. Фонтана, И. Г. Шедель, А. Шлютер, Т. Швертфегер, ЭК.-Б. Леблон, И.-Ф. Браунтеин, Н. Микетти, Г. Кваренги, А. Ри-гельман, О. Бове.

Российские мастера, представители плеяды русских зодчих старой школы, были немногочисленны. Это Г. и А. Устиновы, И. Матвеев, Ф. Васильев, И. Зарудный, Д. Мякишев, Я. Бухвостов (построивший соборы в Рязани и Астрахани).

Для создания собственной, российской архитектурной школы Петр I обязывал приглашенных зарубежных архитекторов иметь в России учеников, коим надлежало передавать умение проектировать на бумаге здания по примеру западноевропейских архитектурных школ, используя, прежде всего, архитектурную стилистику итальянского Возрождения. Помимо этого в различные страны Европы направлялись для обучения и стажировки российские мастера. В 1724 году был издан императорский указ об организации «архитектурных команд» при ведущих мастерах архитектуры и градостроительства. Такими командами руководили в Санкт-Петербурге архитекторы И. Коробов, М. Земцов, С. Чевакинский, в Москве — Н. Мордвинов, А. П. Евлашов, И. Мичурин, Д. Ухтомский. Одной из самых крупных «Архитектурных команд» была школа Д. Ухтомского. В 1751 году в ней работало 28 учеников. Таким образом, средневековый принцип «цеха» был применен теперь уже не в строительной, а в проектной профессиональной деятельности. Этот принцип организации архитектурного проектирования позволил восполнить недостаток архитектурных кадров в Российском государстве.

В XVIII веке в России сформировалась значительная группа архитекторов в составе М. Земцова, П. Еропкина, Т. Усова, И. Коробова, Н. Мордвинова, И. Мичурина. Именно с этими именами был связан в дальнейшем новый этап в развитии отечественного архитектурного и градостроительного творчества.

XVIII век примечателен еще одним нововведением в строительном деле — специальными государственными указами внедрялась архитектурная и строительная регламентация. Для введения тех или иных регламентов готовились императорские указы. Вначале исполнение этих указов контролировалось Московским приказом каменных дел, а с 1706 года эти функции были возложены на учрежденную Петром I Канцелярию городового строения.

В XVIII веке все российские архитекторы состояли на государственной службе и имели воинские чины от капрала до генерала.

Государственными регламентами прежде всего определялись градостроительные параметры: ширина улиц, размеры городских кварталов, разрывы между отдельными постройками. Особое внимание уделялось противопожарным и санитарно-техническим мероприятиям.

Регламентировался и характер застройки улиц и кварталов, вплоть до этажности и материала постройки.

В Москве и Санкт-Петербурге возводились образцовые постройки (жилые дома, присутственные места), образцовые мостовые, образцовые ограды, фонари уличного освещения, образцовые дворцовые постройки.

Тем не менее были разработаны разнообразные проекты образцовых построек, которые вполне могли удовлетворить запросы широкого круга застройщиков, и применение в российской архитектурной и градостроительной практике таких типовых проектов имело самое широкое распространение вплоть до середины XIX века.

В XVIII—XIX веках отечественное архитектурное творчество прошло путь своего развития от средневекового, цехового принципа к профессиональному архитектурному проектированию. В этот же период изменилась суть подготовки архитектурных кадров. Призыв на службу в Российское государство значительного числа иностранных архитекторов и инженеров привел к необходимости создания самостоятельной российской архитектурной школы. В XIX веке первенство подготовки архитектурных кадров перешло к Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. На обучение в Академию принимались россияне различных сословий. Таким образом происходила медленная демократизация архитектурного творчества. В профессиональной культуре российского архитектурного творчества складываются такие направления, как теория архитектуры, теория и практика градостроительства, научная архитектурная типология.

В своем эстетическом развитии архитектурное творчество в России в XVIII — начале XIX века заняло положение, прямо противоположное предыдущему периоду. От максимальной автохтонности оно сместилось к преобладанию прямых культурных заимствований из западноевропейских архитектурных стилистик (барокко, классицизм, готика). Полная потеря автохтонности, то есть славяновизантийских и чисто славянских элементов, была болезненной для российской архитектурной школы и привела к утрате таких понятий, как «русская архитектура», «русский город» и др.

К 1840-м годам этот процесс в русском архитектурном творчестве достиг своей максимальной отметки.