Основа планировочной структуры древних городов Восточной Европы. с 30-33

В основе планировочной структуры самых древних городов Восточной Европы лежали преимущественно два подхода.

Первый — центрическая планировочная структура, когда формирование городской структуры происходило вокруг первичного заложенного крепостного укрепления. В этом случае ядро будущего города — детинец, или кремль — занимало стратегически важную точку ландшафта: высокий холм, господствующий над окружающей территорией, берег, удобный для организации обороны, как правило, при слиянии двух рек, удобный остров в речной пойме и т. д.

Как правило, такая практика закладки и постепенного развития города приводила к образованию традиционной для отечественной истории градостроительства радиально-кольцевой планировочной структуры. Классическим примером такой планировки может служить город Москва.

Однако в южной части Восточной Европы — в Приазовском и Прикаспийском ЭТК — применялся иной подход — соблюдение регулярной прямоугольной планировки. Можно считать, что такой подход был заимствован из античной и византийской практик (Херсонес, Феодосия, Керчь, Иллурат, Танаис и др.). Такая планировочная структура южных городов имела свои преимущества, особенно в плане регулирования городской застройки.

Второй — принятие православия восточноевропейским этносом и следование в «кильватере» тех норм и правил, которые к IX-X векам были уже канонизированы Константинополем, в том числе и норм в строительстве православных храмов.

Обучение зодчеству в этот период времени, скорее всего, происходило на примере строительства храмов в Поднепровье, Прибалтике и в Приазовье под руководством опытных строителей — византийцев. Не исключена и возможность обучения зодчеству представителей славянского населения непосредственно в самой Византии.

 

3. Отечественное градостроительство на этапе феодальной раздробленности XIII – XVвв. с 35-44

 

Период независимого развития феодальных княжеств совпадает с монголо-татарским нашествием и установлением их зависимости от Золотой Орды (XIII-XV вв.). Этот период развития отечественной архитектуры и градостроительства отмечен сокращением объемов строительства вообще, и прежде всего каменного строительства, а также замедлением процессов развития систем расселения и отдельных городов.

Тем не менее развитие систем расселения в Восточной Европе продолжалось. Центр этих процессов в XIII веке сместился в северо-западном, северном и северо-восточном направлениях. Ставшее независимым от Киева и не покоренное Золотой Ордой Новгородское княжество распространило свое влияние не только на Прибалтийский, но и на Беломорский этнокультурный территориальный комплекс. Славянский этнос стал постепенно увеличиваться количественно в этих территориях, а к концу XV века являлся преобладающим. К XV веку в развивающейся системе расселения наблюдается значительный количественный рост городов, в том числе и развитие ранее существовавших.

Несколько меняется качество фортификационного зодчества. Новгород становится в этой системе расселения наиболее быстро и динамично развивающимся городом. Сказывается его географическое положение и удаленность от границ Золотой Орды. В этом плане его расположение значительно предпочтительнее, чем у городов Центрального этнокультурного комплекса (Москва, Ярославль, Владимир, Суздаль и др.).

В Новгороде активно осуществляется перестройка его оборонительной системы. Стены детинца (кремля) возводятся из камня (1239-1305 гг.). Из камня возводятся и оборонительные стены Окольного города (1335 г.). Для укрепления обороны Новгорода зодчие сооружают в 1387 г. могучую каменную крепость — город Порхов, прикрывающий подходы с юго-запада.

В начале XIV века начинается активное каменное строительство в г. Пскове, который, как и Новгород, в XIV веке становится независимым. В системе обороны города появляются каменные стены и башни, которые возводятся в 1309-1387 гг. Это Кром, Средний город, Окольный город, Запсковье, Завеличье. Так же как и новгородцы, псковичи возводят каменные крепости Изборск и Остров на подступах к Пскову.

На карте Центрального этнокультурного территориального комплекса появляется новый политический, религиозный и экономический центр — город Москва, дата образования которого, по летописным сведениям, отнесена к 1147 году.

В 1323 году русская православная метрополичья кафедра переносится в Москву, которая становится теперь религиозным центром всей Восточной Европы. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году возводит каменные стены Кремля (практически в его современных границах). До конца XV века идет формирование

Идет реконструкция и самого города, постепенно занимающего ведущую роль в экономической и культурной жизни Восточной Европы. К концу XV века Москва становится одним из крупнейших городов Европы.

Несмотря на близость границ Золотой Орды в Центральном этнокультурном территориальном комплексе, после периода стагнации в XIII веке, так же как и в Псковской и Новгородской землях, идет процесс развития систем расселения.

В Поднепровском этнокультурном территориальном комплексе, наиболее уязвимом со стороны Золотой Орды, градостроительство развивалось замедленными темпами, преимущественно в западной его части, попадающей под влияние западноевропейской культуры. Развитие западноукраинских городов носило относительно стихийный характер, ориентированный на направление сухопутных коммуникаций. Главным градообразующим и архитектурно—композиционным фактором и центром становится рыночная (торговая) площадь, которая дополняется городской ратушей. Начало каменного зодчества в западноукраинских городах относится к XIII веку.

К концу XV века значительная часть территории современной Белоруссии входила в состав Литовского княжества. (В XVI в. завершилось формирование Литовского княжества, в которое вошли и некоторые прибалтийские русские земли.) В 1385 г. была заключена уния между Польшей и Литовским княжеством. Таким образом, на длительное время значительная часть земель, населенных славянским этносом, оказалась изолированной от православной славянской культуры и стала объектом западноевропейского культурного влияния.

В распоряжении отечественной архитектурной исторической науки сегодня имеется очень мало сведений о состоянии и развитии систем расселения в Волжско-Камском, Прикаспийском и Приазовском этнокультурных территориальных комплексах. На территории этих комплексов разместилось монголо-татарское субгосударственное объединение Золотая Орда, имеющая несколько политико-экономических центров. В северной ее части, на Волге, функцию центра выполнял г. Казань (ранее Волжская Булгария). В западной части Золотой Орды центром был город Бахчи-Сарай, расположенный в центральной части Крыма. В Подонье роль золотоордынского центра исполнял г. Азов (Азак). В степном Предкавказье — Маджары (современный город Ставропольского края Буденновск). В Нижнем Поволжье и Прикаспии центром был г. Аштархан (созвучен с современным городом Астрахань). Главной столицей Золотой Орды был город Сарай на Волге, расположенный неподалеку от современного города Капустин Яр. В археологической литературе столица Золотой Орды получила название Царевское городище

К сожалению, в распоряжении исследователей сегодня находится незначительное количество материалов, анализ которых позволил бы сделать вывод о планировочных особенностях городов Золотой Орды, о характере их застройки в XIII-XV веках. Тем не менее определенные сведения на этот счет имеются, и можно судить об их некоторых особенностях. Прежде всего следует сказать о том, что серьезные фортификационные сооружения у этих городов практически отсутствуют. Это объяснимо тем, что ханам Золотой Орды в период их расцвета нападение противника не угрожало. Раскопки Царевского городища на Волге (столица Золотой Орды — г. Сарай) и изучение территории г. Бахчи-Сарая говорят о том, что каменное строительство было основой их застройки. На территории золото-ордынских городов возводились из камня не только жилые постройки, но и храмы различных религиозных конфессий, дворцовые комплексы.

К сожалению, процессы градостроительного развития в Золотой Орде длительное время не изучались, в результате чего значительная часть материала оказалась утраченной.

Однако есть основания утверждать, что Золотая Орда допускала и поощряла на своей территории развитие систем расселения других этнических групп. Так, известно, что в Подонье активно формировалась славянская система расселения, осваивающая земли по течению реки Дон и его притоков — Северского Донца, Хопра, Медведицы.

Некоторые новые картографические сведения заставляют по-новому рассматривать систему расселения в Восточном Приазовье, в составе которой по южному и восточному берегу Азовского моря было размещено значительное количество населенных мест, обозначенных символами, имевшими в своем составе христианский крест, что может означать присутствие славянского населения в этих городах.

Также логично предположение о том, что после упадка возобновляли свою жизнь населенные места в Западной и Восточной Алании, в степных и горных районах Дагестана, а также на Черноморском побережье Кавказа.

В XIV-XV веках происходит еще одно очень интересное явление в развитии систем расселения Крыма и современного юга России, также явно недостаточно изученное. Здесь начинают появляться генуэзские и венецианские колонии. На территории Крыма это колонии в Судаке и Феодосии. На территории Подонья это колонии в г. Азове (Тана), не сохранившиеся сегодня. Возможно, в Приазовье имели место и другие поселения венецианцев и генуэзцев, которые еще ждут своего открытия.

XIII-XV века были сложными и противоречивыми в развитии вбсточнославянского архитектурного творчества. В результате военного поражения от монголо-татар и последовавшей зависимости от золотоордынского монголо-татарского государства в древнерусских княжествах активное строительство в XIII-XIV веках было свернуто. Градостроительное творчество (закладка и возведение новых городов) оказалось в этих сложных экономических и политических условиях маловостребованным. Сказывался и разрыв традиционных связей с византийской культурой, которая была уничтожена турками. Южные территории Восточной Европы, где также были сильны славяно-византийские архитектурные традиции, оказались захваченными тюркским и монгольским этносом. В XIV веке значительно сузилась территория, на которой до начала XIII века шел активный процесс вызревания и формирования новых архитектурных тенденций.

Храмовое строительство продолжалось, но сократившиеся экономические возможности в условиях зависимости от Золотой Орды свели его количественные показатели к минимальным.

Лишь только в Прибалтийском и Беломорском этнокультурных территориальных комплексах продолжалось поступательное развитие зодчества, которое оставалось в плену эстетических и инженерных концепций византийских традиций. Тем не менее в Псковском и Новгородском княжествах зодчие занимались поиском и выработкой архитектурных образов нового поколения.

Каменное зодчество Новгорода и Пскова получило определенный стимул для развития в условиях постоянной военной угрозы со стороны Золотой Орды с юго-востока и от германских завоевателей с запада.

Каменное зодчество XIV века было преимущественно обращено в сторону фортификационных построек. Тем не менее и в других отраслях зодчества камень как строительный материал был более предпочтительным.

Таким образом, во второй половине XIV и в XV веке архитектурное и градостроительное творчество вновь стало развиваться достаточно быстрыми темпами.

Восточнославянские города стали приобретать традиционный вид российских (или русских) городов за счет прекрасного сочетания архитектуры с природным ландшафтом. Основой планировочной структуры городов стала радиально-кольцевая структура. Центром города был кремль — его укрепленная часть, сочетавшая оборонительные, храмовые, административные и жилые сооружения. Иллюстрацией такой традиционной планировочной структуры является Москва конца XV века и другие древнерусские города.

В условиях прерывания традиционных культурных связей с Византией в княжествах Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира, Москвы, Рязани происходят процессы становления собственных архитектурных школ. Традиционные византийские архитектурные формы дополняются славянскими чертами и начинают приобретать вполне ощущаемую степень славянской автохтонности.

Несмотря на сложную этнокультурную ситуацию на территории Восточной Европы, православное храмостроение было единственным направлением культового строительства практически на всей огромной территории современных государств Белоруссии, России и Украины.

Одной из особенностей в развитии архитектуры православного храма стало активное участие в их строительстве иностранных зодчих, и прежде всего итальянских. Приглашение иностранцев было необходимо в условиях недостатка архитектурного и инженерного опыта на территории современной России в XV-XVI веках.

Удивительным последствием этого процесса для развития отечественного архитектурного творчества явилось сохранение и развитие славянской составляющей в храмовом зодчестве конца XV века.

Несмотря на быстрое развитие строительного дела, обучение зодчеству осуществлялось по-прежнему по принципу образца, то есть цеховый принцип организации зодчества был основным. Тем не менее в XV веке произошел в этом процессе некоторый незримый перелом. Из зодчества все явственнее выделяется особая специальность — проектирование, то есть специальность архитектора в ее современном понимании. Зодчий новой формации — специалист, который держит в своем сознании весь архитектурный образ будущей постройки и может его изобразить графически. Таким образом, в XV веке речь идет уже об авторстве построек.

Одной из характерных особенностей архитектуры и градостроительства этого периода является неравномерность развития в различных этнокультурных территориальных комплексах.

Так, например, в Волжско-Камском, Прикаспийском и Приазовском этнокультурных территориальных комплексах идет обособленный процесс развития систем расселения и архитектурных форм. Здесь значительное влияние оказывают тюркская, монгольская культуры, а также местные этические традиции коренных этнических групп.

Такие же автономные тенденции в развитии архитектуры и градостроительства отмечены и в Крыму.

Замедленными темпами идет развитие архитектурного творчества и в Поднепровье, оказавшемся в непосредственной близости от Крымского ханства, сохранявшего угрозу внешнего вторжения в славянские земли.

Однако к концу рассматриваемого периода проявляются тенденции и перспективы грядущего воссоединения всех восточноевропейских территорий.

В целом XIII-XV века для отечественной архитектуры были периодом не только фактического разрыва связей с византийской культурой, но и причиной автохтонного развития славянской архитектуры в дальнейшем. Таким образом, творческий процесс в зодчестве от полной византийской зависимости перешел в русло самостоятельного развития и выработки регионально-территориальных традиций в храмовом, фортификационном и светском строительстве.

 

4. Характерная особенность архитектуры и градостроительства периода феодальной раздробленности – XIII - XVвв. с 43-44

 

Одной из характерных особенностей архитектуры и градостроительства этого периода является неравномерность развития в различных этнокультурных территориальных комплексах.

Так, например, в Волжско-Камском, Прикаспийском и Приазовском этнокультурных территориальных комплексах идет обособленный процесс развития систем расселения и архитектурных форм. Здесь значительное влияние оказывают тюркская, монгольская культуры, а также местные этические традиции коренных этнических групп.

Такие же автономные тенденции в развитии архитектуры и градостроительства отмечены и в Крыму.

Замедленными темпами идет развитие архитектурного творчества и в Поднепровье, оказавшемся в непосредственной близости от Крымского ханства, сохранявшего угрозу внешнего вторжения в славянские земли.

Однако к концу рассматриваемого периода проявляются тенденции и перспективы грядущего воссоединения всех восточноевропейских территорий.

В целом XIII-XV века для отечественной архитектуры были периодом не только фактического разрыва связей с византийской культурой, но и причиной автохтонного развития славянской архитектуры в дальнейшем. Таким образом, творческий процесс в зодчестве от полной византийской зависимости перешел в русло самостоятельного развития и выработки регионально-территориальных традиций в храмовом, фортификационном и светском строительстве.

 

5. Отечественное градостроительство в период образования централизованного русского государства – России, со столицей в городе Москве. с 44-67

 

Шестнадцатому веку в истории российской государственности предшествовал процесс постепенного объединения территорий славянских княжеств в центральной части Восточной Европы. Древнерусские княжества, пройдя в XIII-XV вв. период самостоятельности, который способствовал военным поражениям славян от монголо-татарских завоевателей и экономическим потерям, теперь стремятся к политическому и военному объединению.

Славянское воссоединение началось присоединением к Москве Великого Новгорода (1478 г.), Тверского княжества (1485 г.). С 1472 г. на гербе Московского княжества появляется византийский двуглавый орел — символ тысячелетней христианской империи, перешедший к России после ее гибели в 1453 г. под натиском турок-осман — тюркоязычного мусульманизированного этноса. В 1497 году выходит в свет «Судебник» Ивана III, первого государя Всея Руси, юридически оформивший становление Российского государства.

Позиции нового государства усиливаются фактической победой над Золотой Ордой, что существенно усиливало экономическое положение России.

Начало XVI века для Восточной Европы было характерно еще и тем, что стабилизировалось состояние этнического поля в Прибалтийском, Беломорском и Центральном этнокультурных территориальных комплексах. Это привело к формированию единого не только экономического, но и культурного пространства, в котором преобладает славянский этнос. Архитектурное и градостроительное творчество в землях этих княжеств, составляющих единое российское государство, базировалось на классических традициях византийского зодчества, проникших за пять столетий в глубины славянского менталитета.

К началу XVI века византийская архитектурная форма, принятая безоговорочно в X-XI вв., постепенно принимала славяно-византийский характер. В процессе изменений участвовали все славянские этнические группы, населявшие Восточную Европу. Это булгары, сербы, македонцы, черногорцы, а также аланы, зихи и славянское население Поднепровского, Прибалтийского, Беломорского и Центрального этнокультурных территориальных комплексов.

Более того, в XV веке стали складываться самобытные архитектурные школы Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы.

Экономическое развитие молодого единого Российского государства стимулировало формирование и расширение славянской системы расселения в Восточной Европе, развитие градостроительства и оборонного зодчества.

Геополитическая ситуация для Российского государства в XVI веке благоприятствует также продолжению процессов объединения славянских княжеств Восточной Европы, возвращению христианской культуры в Приазовский и Прикаспийский этнокультурные территориальные комплексы, а также расширению влияния славянской культуры в Заволжье и за Уралом.

Период XVI-XVII веков характеризуется ускоренным развитием систем расселения в Восточной Европе в целом. Происходила не только христианизация, но и славянизация культуры в Прибалтийском, Беломорском, Центральном и Волжско-Камском этнокультурных территориальных комплексах, населенных значительным количеством финно-угорского, тюркского, летто-литовского и других этносов.

Для закрепления своей лидирующей роли в восточноевропейской системе расселения славяне присоединяют все новые и новые города к западу, северу, востоку и югу от Москвы, тем самым раздвигая будущие границы отечества.

Этот период в российском градостроительном творчестве — один из самых плодотворных и результативных. Именно в XVI-XVII веках в Восточной Европе, да и в Европе в целом, складывается особое явление в градостроительном искусстве: русский город.

Наиболее полно этот период отечественного градостроительства проанализирован и изложен в хорошо иллюстрированном труде Л.Н. Тверского «Русское градостроительное искусство до конца XVII века».

Сами города в этот период становятся центрами ремесленничества, торговли, хранения товаров и продуктов. Экономический рост государства и развитие торговли стали базой для становления строительного производства и стимулировали архитектурное творчество.

Первостепенное влияние зодчества в XVI-XVII веках направлено на реконструкцию архитектурного ансамбля Московского Кремля и обустройство самой Москвы. Можно считать, что достижения зодчих в Москве стали общерусскими тенденциями развития архитектуры и градостроительства.

В XVI веке были в основном завершены строительные работы непосредственно в Московском Кремле, в результате которых он стал общероссийским политическим, духовным центром государства, фактически приобретя современный вид. Реконструкция Московского Кремля была проведена при непосредственном участии итальянских архитекторов Аристотеля Фиорованти, Алоизия (Алоиз Новый), Марка Фреязина, Антонио Джиларди (Антон Фреязин), Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин), Алогизия ди Карнано (Алевиз).

Дополнительно к стенам Московского Кремля были пристроены стены Китай-города, что в три раза увеличивало цитадель первой российской столицы. В конце XVI века была осуществлена постройка стен Белого Города (пределы современного Бульварного кольца столицы), что обеспечило надежную защиту столичных посадов.

Дополнительно было создано и третье, внешнее кольцо города из деревянных укреплений, расположенных по линии современного Большого Садового кольца.

В итоге, к концу XVII века Москва становится в ряд крупнейших городов всей Европы и Азии по численности населения, занимаемой площади и уровню фортификационных систем. К XVII веку окончательно сложилась радиально-кольцевая планировочная схема города, которая постоянно развивается и реконструируется.

Все еще реально существовавшая военная опасность для Москвы побудила к созданию системы ее защиты на дальних подступах. Вокруг Москвы создается кольцо монастырей, имеющих каменные крепостные стены.

Во второй половине XVI века состоялось присоединение Казанского ханства (Волжско-Камский этнокультурный территориальный комплекс), а затем и Астраханского ханства (Прикаспийский этнокультурный территориальный комплекс) к Московскому русскому государству, что повлияло на культурное развитие этих территорий в дальнейшем.

Отсутствие реальной внешней военной угрозы становится одной из причин развития русского градостроительства. Расширяются территории, и растет численность их населения. По-прежнему главным ансамблем города остаются их крепостные укрепления. Возводятся каменные укрепления Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), Тулы (1514-1521 гг.), Коломны (1521-1531 гг.), Зарайска (1531 г.), Серпухова (1556 г.), Казани (1555 г.), Астрахани (1582-1589 гг.), Смоленска (1595-1602 гг.) (рис. 20,21,22,23). Планировочные особенности древних русских городов заключаются в образовании свободной структуры застройки территории. Постепенно такая свободная структура городской застройки перерастает в радиально-кольцевую систему образования уличной сети.

Основной причиной образования и развития радиально-кольцевой планировочной структуры изначально была концентрация застройки вокруг укрепленного крепостными стенами детинца — кремля. Корректировку вносили в эту предначертанную схему лишь географические условия ландшафта: река, озеро, характер рельефа.

В XVI-XVII веках в Центральном этнокультурном территориальном комплексе появились и новые города, закладка которых производилась из стратегических планов славянского продвижения в восточном направлении: на левобережье Волги, в Приуралье, Сибири. При закладке этих городов первичными были крепостные укрепления, так как назначением города была охрана пограничных рубежей. Для прикрытия южного направления в 1586 году по указу царя Федора на реке Быстрая Сосна был заложен город-крепость Ливны, на реке Воронеж — г. Воронеж. В 1593-1594 гг. были заложены города-крепости Белгород, Старый Оскол, Валуйки, Кромы. В 1597 году был заново отстроен г. Курск. Последним в XVI в. и самым южным на р. Оскол был поставлен г. Царево-Борисов. Для защиты восточного направления по реке Волге основывается сеть городов-крепостей, основная задача которых заключалась в контроле этой важной водной артерии. В 1556 г. были заложены города Чебоксары, Свияжск, Кикмайка (совр. Йошкар-Ола). В 1557 г. на правом берегу р. Камы был поставлен г. Лаптев. В 1586 г. на р. Волге был сооружен г. Самара, а на р. Белой — Уфа. В 1589 г. был поставлен еще один город — Царицын (совр. Волгоград). В 1589 г. — г. Саратов, Яиц-кий городок на р. Яик (ныне — Урал (1580 г.)).

Весьма энергичная градостроительная деятельность Московского русского государства была обусловлена необходимостью обеспечить защиту своих территорий. Вторым побуждающим мотивом было стремление славянского этноса продвинуть на восток и юг свои границы и расширить свое влияние на территории, заселенные финно-угорскими и тюркоязычными народами. Заложенные в XVI-XVII вв. города-крепости дают возможность понять, что русские зодчие были знакомы с принципами крепостного и фортификационного искусств. И если в XVI веке еще встречаются примеры, где преобладает подчиненность плана крепости ландшафту, то в XVII веке фортификационное строительство полностью подчинено регулярному плану. В XVII веке основываются города Тамбов, Козлов, Коротояк, Симбирск, Инсар (совр. Ульяновск), Камышин, Саранск, Пенза, Сызрань.

Усиление централизованного государственного управления позволило широко развить градостроительную деятельность на юго-западных, южных и юго-восточных окраинных землях страны.

Выбор места под закладку новых городов обусловливался продвижением государственных границ.

Условия безопасности в новых городах требовали компактной, плотной застройки, что явилось причиной возведения жестких норм площади дворцовых участков.

В 1580 году Сибирское ханство окончательно прекратило свое существование. Путь в Сибирь для освоения природных богатств этого края оказался открытым. В 1586 г. на реке Туре был заложен г. Тюмень, ставший первым опорным пунктом для продвижения славян на восток. В 1587 г. был основан г. Тобольск. В 1593 г. — город Сургут, в 1594 г. — город Тара, в 1598 г. — город Верхотурье, в 1600 г. — город Туринск. В XVII веке освоение территории Западной Сибири было продолжено еще более высокими темпами. В 1609 г. основывается город Томск, в 1628 году — город Кузнецк, в 1600 г. в устье Обской губы был основан Мангазейский город (Мангазея).

Новые сибирские города возводились по принципу военного лагеря, подчиненные строгой регулярной планировке. Это было тем более необходимо, поскольку коренное население Сибири не всегда покорно принимало установление новых порядков на их территории.

Колонизация славянским этносом Сибири и Дальнего Востока осуществлялась при поддержке Российского государства. Прежде всего государственными людьми производился выбор мест под закладку крепостей и городов, и осуществлялась их разбивка на местности. В Сибири не было серьезного военного противника, который мог оказать сопротивление русским переселенцам, занимающим свободные земли. Поэтому будущие города в XVI-XVTI веках представляли собой деревянные остроги — крепости, которые обозначали территорию будущего городского центра. В такой деревянной крепости размещались административные здания, церкви, казармы для солдат и жилища офицерского состава. Позже, в XVIII и XIX веках, к этому обязательному набору построек добавится тюрьма для содержания преступников, этапируемых на поселение в Сибирь.

Разбивка городских кварталов для переселенцев из европейской части государства была подчинена структуре военного лагеря, то есть представляла собой четкую прямоугольную планировку.

Архитектура вновь закладываемых сибирских городов соответствовала этническому составу переселенцев. Каждая славянская этническая группа несла с собой привычную форму жилища и организацию усадебного быта. Именно поэтому и сегодня в деревнях Восточной и Западной Сибири можно увидеть архитектурные мотивы Подонья, Поволжья, Беломорья, Белоруссии или Украины.

Несколько шире процессы происходят в южной части современной Российской Федерации. В конце XVI века христианская культура начинает возвращаться на Нижнюю Волгу, в Подонье, Приазовье, в степное Предкавказье. Славянский этнос вновь заселил левобережье Дона в его нижнем течении. Русские стрелецкие полки присоединили к Российскому государству Среднее Поволжье, расположенное к югу от Казани. Здесь были заложены российские укрепления, преобразованные позже в города Саратов, Царицын, Астрахань. Завоевание Казани и Астрахани означало не просто военную победу над недавними завоевателями Восточной Европы. Это был первый этап активной славянизации Поволжья, в том числе и левобережья, населенного преимущественно тюркоязычным этносом. Включение этих земель в состав России означало выход Москвы к Прикаспийскому этнокультурному территориальному комплексу. Вместе со славянизацией этих территорий здесь распространяется и славянская архитектурная традиция в храмовом, светском и фортификационном строительстве. Московские, владимирские, нижегородские зодчие возводят храмы, оборонительные сооружения, жилые постройки. В этом отношении показательна архитектура Астрахани, где в кремлевских стенах и башнях можно увидеть московские и нижегородские традиции, а в жилых постройках присутствует стилистика Владимира, переплетенная с местным южным колоритом, особенно в архитектурном декоре.

В конце XVI века донские казаки приходят в низовья реки Терек и основывают свои станицы по его левобережью в нижнем течении.

Образовав Гребенское (позже Терское) казачье войско, донские казаки надежно прикрыли юго-восточный фланг рубежей Российского государства, закрыв проход для ногайских кочевников в Нижнее Поволжье и Подонье.

К сожалению, архитектурные и градостроительные памятники Гребенского казачества оказались большей частью утраченными и практически не изученными.

Впервые за длительное время основанный в 1067 г. древнерусский город Азов в дельте р. Дон вновь становится русским с 1711 г., будучи на некоторое время отвоеванным у турецкой армии (1637-1641 гг.) в XVII в.

В XVI—XVII веках славянская система расселения в Подонье еще формально не входит в состав Российского Московского государства, сохраняя вполне определенную самостоятельность, которая гарантируется собственной армией, административной системой управления, централизованной властью. Однако постепенно зреют предпосылки грядущего объединения, продиктованного экономической и политической объективной целесообразностью создания единого хозяйственного и культурного пространства Восточной Европы.

XVII век был также характерен формированием славянской системы расселения в Сибири. Эта система, в отличие от других, создавалась при прямой поддержке государства. Для целей создания в Сибири городов выделялись специальные военизированные команды, занимавшиеся разбивкой на местности и возведением городских стен и кварталов