Роль внешнего транспорта в формировании планировочной структуры города.

Варианты взаимного расположения промышленной и селитебной зоны.

Промышленный район включает промышленные предприятия электростанции, инженерные сооружения и сети, которые занимают 60-80% всей территории района. Остальная территория отводится под коммунально-бытовые предприятия, подъездные пути железнодорожного транспорта, пути движения автомобилей и пешеходов. От селитебной территории промышленный район отделен санитарно-защитной зоной шириной 50 - 300 метров (аллеи, защитные зеленые полосы, скверы).

В непосредственной близости от промышленных районов располагают складские территории. На них размещаются промышленные, производственно-хозяйственные, продовольственные склады и оптовые склады заготовительных организаций. Размеры складских территорий определяются числом жителей, видом промышленного производства и организацией складского хозяйства. Площадь участков под склады отводят в зависимости от вида хранящейся продукции. Для промышленных товаров на 1 тысячу жителей отводится до 1000 метров квадратных. Для продовольственных – до 200 метров квадратных. Для склада угля, торфа и жидких горюче-смазочных материалов – 200 - 300 метров квадратных. Между жилыми и промышленно-складскими районами размещают санитарно-защитную зону, ширина которой зависит от специализации складов.

Селитебная территория занимает примерно половину территории современного города. При этом территория жилой застройки составляет примерно 50% селитебной территории, 15% - 20% ее занимают улицы и площади, 15% - 20/% – участки городских общественных зданий и сооружений, остальные 10% - 15% – общегородские озелененные территории.

Общий размер территорий, необходимых для развития селитебной зоны города зависит от принятой этажности и плотности застройки, а также от географической зоны расположения города. Для укрупненных расчетов размеры необходимых селитебных территорий можно принимать в 10 гектаров на 1000 жителей.

Главные требования к взаимному расположению промышленных и селитебных районов следующие:

- территориальное развитие промышленных и жилых районов не должно препятствовать друг другу;

- они не должны располагаться черезполосно, что приводит к резкому ухудшению санитарных условий, усложнению транспортных и инженерных коммуникаций, не позволяет создать хорошую экологическую инфраструктуру;

- промышленные предприятия не следует размещать так, чтобы они закрывали выход из селитебных районов к реке, озеру или берегу моря;

- взаимное расположение промышленных и жилых районов должно быть удобным для организации пассажирских связей между ними и не препятствовать обслуживанию предприятий городским транспортом.

Промышленные районы должны развиваться при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований. К этим требованиям относятся:

- охрана воздушного бассейна;

- исключение подветренного размещения жилых районов по отношению к источникам выбросов;

- озеленение территории промышленной зоны;

- охрана водного бассейна;

- расположение водозаборов выше промышленной зоны;

- сброс сточных вод ниже селитебных зон и др.

 

21.Архитектурно – композиционные требования при проектировании промышленного района.

Планировка, застройка и реконструкция промышленных зон ведутся на основании их функционального зонирования, осуществляемого с учетом совершенствования технологических связей, санитарно-гигиенических и, транспортных и противопожарных связей. При этом решабтся задачи рационального инженерного оборудования, благоустройства и озеленения, возможности последующего расширения и реконструкции действующих предприятий за счет использования свободных участков, а также повышения этажности и блокировки зданий.

Относительно селитьбы пром.зона может располагаться: ленточно, радиально, перпендикулярною

Планировка городского пром. Района должна быть увязана с планировкой прилегающих городских районов.

Архитектурно – композиционные средства те же( пропорция, ритм, контраст, симметрия , назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию)но отличает Лаконичность, использование в основном при строительстве панелей и блоков(т.к. Масштабная постройка)

Зона внешнего транспорта включает в себя территории железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. внешние транспортные линии проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта. такой комплексный подход обеспечивает высокий уровень комфорта перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности строительства транспортных объектов и их эксплуатации. Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и городского значения, выполняющих операции по дальним, местным и городским перевозкам пассажиров и грузов, образуют транспортный узел.Транспортная,селитебная, промышленная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Внешние транспортные коммуникации выполняют роль устойчивых композиционных осей пространственной структуры городов, определяют направления их территориального развития. Появление и развитие новых видов внешнего сообщения расширяют зону влияния городов, оказывают воздействие на территориально-пространственную организацию городов и пригородного расселения. Территория городов расширяется вдоль основных направлений внешних связей, причем, наиболее интенсивно осваиваются территории, прилегающие к главным узлам системы внешних транспортных коммуникаций города. Появление и развитие новых видов внешнего транспорта воздействует на планировочную организацию города, приводит к структурной реорганизации планировочного каркаса, появлению новых планировочных связей, очагов трудового тяготения и общественной активности населения. Дальнейшее развитие внешнего транспорта способствует превращению крупных городов в центры группового расселения и переходу от закрытых, замкнутых планировочных структур "точечного" расселения к открытым планировочным схемам агломераций и урбанизированных районов.Различные виды внешних транспортных коммуникаций оказывают различное по характеру воздействия влияние на планировочную структуру городов. Однако, можно выделить Дйа элемента характерных для всех видов внешних транспортных коммуникаций и оказывающих сходное воздействие на городскую планировочную структуру:- Коммуникационные каналы рассмотренных видов внешнего сообщения расчленяют территорию города, препятствуя достижению планировочного единства, воздействуют на формирование планировочного каркаса и композицию городского плана.- Вводно-выводные устройства рассмотренных видов внешнего транспорта создают очаги активности городского, пригородного и иногороднего населения, воздействуют на построение системы внутригородских планировочных связей, планировочного каркаса, улично-дорожной сети города.Внешние транспортные коммуникации оказывают активное влияние на процесс формирования функционально-пространственной структуры городов. В частности, на размещение и развитие таких функциональных зон, как общегородской центр, промышленность, коммунально-складские, селитебные и рекреационные территории. Сооружения внешнего транспорта активно влияют на формирование архитектурного облика города, объемно-пространственную композицию планировочных узлов, формирующихся в районах расположения вводно-выводных устройств.