Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений
Проекты планировки
Статья 53. Градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федераций
1. Субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными
градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации (далее - территориальные градостроительные нормативы и правила) с учетом природно-климатических, социально- демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Территориальные градостроительные нормативы и правила, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях субъектов Российской Федерации и обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности.
2. Территориальные градостроительные нормативы и правила в установленном порядке утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию.
См. комментарий к статье 53 Градостроительного кодекса РФ
2. Отличие проектов планировок от проектов застроек городских и сельских поселений.
1. Проекты планировки - градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры:
красные линии и линии регулирования застройки:
границы земельных участков (при разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки);
размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения;
плотность и параметры застройки;
параметры улиц, проездов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки может включать в себя эскиз застройки и благоустройства территории.
Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и
утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Проект планировки является основой для разработки проектов межевания
территорий, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений (пункт 4 статьи 28 настоящего Кодекса) разрабатывается на основе градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и правил застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления за счет их средств.
3. Графически изобразить схему градостроительного зонирования радиальной
планировки поселений («радиально-кольцевая» схема).
21 БИЛЕТ
1. Градостроительные концепции XX века.
Ошибки были учтены значительно позже составителями проекта планировки Большого Лондона, работа над которым началась в 1943-1946 гг. Известный английский архитектор-планировщик Патрик Аберкромби возродил идею Говарда, но уже на качественно новом уровне. Он предложил создать вокруг Лондона семь новых городов-спутников наподобие города-сада Лечворта, но гораздо большего размера и ближе к Лондону. Группы небольших взаимосвязанных городов, имеющие преимущества малого населенного места, обеспеченные удобной и быстрой транспортной сетью и единой системой обслуживания, должны были обладать всеми преимуществами большого города. Потребности роста, связанные с увеличением численности населения, должны удовлетворяться не разрастанием отдельных населенных мест, а прибавлением их числа в системе. Тем самым был заявлен принцип развития группы населенных мест и структуры города не равномерным наращиванием территории, а созданием системы городов-спутников.
Такого рода предложения по разуплотнению больших городов возникали в разное время и в разных странах. Подобные планы предлагались и для Москвы на заре советского градостроительства инженерами-планировщиками Б. Сакулиным и С. Шестаковым. Однако первый и пока единственный город-спутник в полном смысле этого слова — Зеленоград был построен только в 60-е годы прошлого века.
В целом решить проблему разуплотнения городов не удалось нигде, но идеи создания полноценного современного города имели большое число сторонников-урбанистов. Поиски новых градостроительных форм, новых приемов планировки и архитектуры совмещались с поисками новых форм организации жизни. Начиная с 20-х годов прошлого столетия архитекторы предлагали все новые концепции городов: летающие, шагающие, плавающие, висящие на несущей системе опор. «Город будущего» архитектора Г. Крутикова состоит из двух частей: вертикальная — жилая, парящая в воздухе над горизонтальной — производственной. Общественный корпус, имеющий форму кольца, объединяет восемь вертикальных пятиэтажных жилых корпусов; все части сообщаются между собой (рис. 27).
Смысл движущегося «города будущего», разработанного английской группой «Арчигрэм», состоит в возможности менять место своего жилища. Два существующих варианта имеют принципиальное отличие: город «Plug in city»(дословно — город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку) состоит из «ствола обслуживания» с монтажным краном в центре, с помощью которого можно заменять жилые ячейки (рис. 28, а), город «шагающий краб» способен менять свое местоположение в поисках удобного и красивого места (рис. 28, б). В основе всех предложений мобильного города лежат проблемы неуправляемости роста городов и стремление наиболее рационального расселения. Однако городское образование рассматривалось в отрыве от промышленности, загрязняющей окружающую среду: город — «машина для жилья» и только.
В 1922 г. появилась гораздо более реальная урбанистическая идея. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье предложил проект «Лучезарного города». Его центральную часть составляют гигантские стеклянные небоскребы-башни сложной конфигурации, геометрически правильно расставленные в пространстве. Комплекс башен окружен более скромной, но тоже многоэтажной застройкой, образованной непрерывной лентой домов с выступами, что позволяет организовать просторные, хорошо озелененные жилые дворы. Весь город открыт солнцу и свету, но благодаря высокой плотности застройки сконцентрирован на площади немногим более 70 км2 (для сравнения: центральная часть Парижа при том же количестве жителей располагается на площади в 105 км2; рис. 29).
В 30-е годы советские архитекторы приступили к разработке перспективных систем развития городов. Наиболее реалистичные предложения, которые оказали влияние на теории и проекты следующего поколения градостроителей, принадлежали Н. Ладовскому и Н. Милютину. Ладовский предложил направить развитие Москвы в северо-западном направлении в виде открытой параболической структуры и таким образом остановить неуправляемое развитие города {схема 1).
Концепция линейного города параллельной структуры Милютина обеспечивала кратчайшие расстояния к местам приложения труда. Согласно проекту жилая зона насе ленного пункта должна располагаться параллельно производственной и отделяться от нее защитной зеленой полосой (схема 2).
В конце 50-х годов греческий теоретик градостроительства Кон-стантинос Доксиадис, развивая идеи линейного города А. Сориа-и-Матта, разработалпринцип динаполиса, направленного б одну сторону роста города с открытой системой развития, стержнем которой является направленно разрастающийся центр (схема 3).
Затем быстрорастущие города-динаполисы, сливаясь, должны сформироваться в мегаполис (эку-менополис1),который покроет обширные территории, преобразуясь в единый город для всего человечества (рис. 30).
В 1960 г. выдающийся японский архитектор Кендзо Танге предлагает смелый, но реальный план реконструкции Токио и распространения его на поверхность Токийской бухты (рис. 31). Реорганизация решала следующие задачи: переход от радиальной к линейной системе развития; поиск средств для единства структуры города, его транспортной системы и архитектуры; создание открытой пространственной системы, обеспечивающей мобильность современного города.
К середине 70-х годов прошлого столетия размышления на тему городов буживого. Деятельность человека давно стала реальной силой, способной изменить Землю. Результаты некоторых видов этой деятельности выглядят сегодня угрожающе. В конце 70-х годов возникает идея создания экологического города —экополиса. Сторонники этой идеи рассматривали город как место обитания людей, растений, животных, микроорганизмов в едином сообществе, где духовный потенциал человека может раскрыться наиболее полно. Правильно организованный природный комплекс города может снять экологическую перегрузку пригородных территорий, куда устремляются лавины людей в выходные дни. Тепло, вырабатываемое промышленными предприятиями и энергосистемами, можно использовать в теплицах и оранжереях, что сделает город не только потребителем, но и производителем продуктов питания. Но город не может быть самодостаточным, он является частью природной системы, преобразованной хозяйственной деятельностью человека. Влияние этой деятельности на природную среду настолько велико, что проблемы города не могут рассматриваться в отрыве от его окружения, а развитие экополиса означает стремление к созданию безвредных производственных процессов и без отходных технологий. Идея города-экополиса привлекательна еще и тем, что может дать человеку возможность непосредственного общения с сомасштабной ему природой, что жизненно необходимо современному жителю, испытывающему перегрузки от потоков информации и стрессовых ситуаций. Для психологического комфорта важным является соотношение человека с габаритами окружения, поэтому возрождение сформированных историей градостроительства соотношений размеров кварталов, улиц и площадей — реальная необходимость.
2. Проекты застройки городских и сельских поселений