Возрождение
Ренессанс создал новое мировоззрение, в основе которого было стремление человеческой личности к освобождению и самоутверждению. Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира Н. Коперника изменили представление о Земле и Вселенной. Научная разработка линейной перспективы стала одним из организующих элементов искусства. Авторитет церкви в повседневной жизни человека по сравнению со средневековьем ослабел. Стали активно изучаться античное искусство, сочинения античных философов. Сочинялись трактаты о городе, создавались проекты «идеальных» городов, в которых отражались черты римских военных лагерей, регулярных городов Месопотамии, средневековых крепостей (рис. 15, 16).
Леон Баттиста Альберти в своих теоретических трудах по градостроительству (XV в.) подробно излагает методику создания городов, начиная с выбора места и кончая их внутренним устройством. Более того, Альберти считал, что деятельность архитектора должна распространяться за пределы самого города и что необходимо задуматься о благоустройстве и архитектурной организации прилегающей к городу территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта. Леонардо да Винчи предлагал Людовику Моро, герцогу Миланскому, построить вдоль реки десять городов на 5 тысяч жителей каждый для решения проблемы скученности города, антисанитарные условия которого привели к эпидемии чумы.
В большинстве проектов «идеальные» города имеют геометрическую форму звезды или многоугольника, вписанного в круг, подчеркнутых линией укреплений (рис. 17,18) (с появлением артиллерии место крепостных стен заняли менее уязвимые широкие земляные укрепления с рвами, валами и бастионами); везде фигурирует четкая система планировки, в местах пересечения улиц расположены главные площади.
Практик и теоретик архитектуры, один из авторов «идеальных» городов, Виченцо Скамоцци построил по одному из своих проектов город-крепость Пальма Нуово близ Венеции, структурную основу которого составляет система лучевых магистралей, ведущих к главной городской площади.
Архитекторы Возрождения умело подстраивались к сделанному их предшественниками. Они не только развивали средневековые города, но и выдвигали идеи усовершенствования отдельных элементов их внутреннего устройства. Новые градостроительные идеи наиболее полно начали реализовываться в Риме. В начале XVI в. появились первые прямолинейные улицы вдоль правого и левого берегов Тибра — Лунгара и Виа Джулиа. Вскоре была проложена главная улица Рима — Виа Лата (совр. Корсо), соединяющая площадь дель Пополо с Капитолием, Рипетта и Бабуино. Так родилось трехлучие главных городских улиц (рис. 19). В середине XVI в. Микел-анджело спроектировал мост через Тибр, который должен был связать дворец кардинала Фарнезе с виллой Фарнезина и кварталом Трастевере прямолинейной магистралью. Этот неосуществленный проект предвосхитил принцип осевой перспективы в планировке улиц.