Триумфальные арки.

Термы.

Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.

Римские бани изначально проектировались прежде всего для мытья, но затем стали включать дополнительные помещения для атлетических занятий и иных целей. Римляне мыслят возможным мытье исключительно в общественной бане (термах), а потому строительство этих зданий ведется полным ходом (к 4 в. н.э. в Риме было ок. 1000 терм). К концу республиканского периода римляне мылись в достаточно скромных условиях, но впоследствии, в эпоху империи, стремление властей угодить плебсу способствовало развитию терм. Благодаря наличию неограниченных водных ресурсов термы превратились в главное занятие и развлечение простого народа, а также в одно из наиболее утонченных наслаждений знати. Типичное устройство терм стало едва ли не самым характерным проявлением римской архитектуры.

История бань продолжается грандиозной последовательностью терм императорского времени в самой столице, прежде всего терм Тита, Траяна, Каракаллы и Диоклетиана. Повсюду мы наблюдаем движение от суровой простоты к роскоши и усложненности, от узких оконец – к широким оконным проемам, от непринужденного проекта – к строгой симметрии, от стесненности – к простору.

Из Рима термы распространились по всем провинциальным городам, полностью сохраняя характерные черты римских бань: как Париж, так и Трир могут похвастать впечатляющими строениями эпохи империи. Потребность в решении проблем, с которыми столкнулись строители при возведении величественных залов с большими пролетами, а также расположенных в центре обогреваемых помещений с купольным сводом, вызвала к жизни наиболее значительные достижения римской архитектуры. В числе характерных особенностей терм Каракаллы в Риме – бетонные восьмиугольные купольные перекрытия со сферическими парусами. Это были первые шаги, которым было суждено великое будущее – как в центральных пространствах ранних и византийских христианских церквей, так и в эпоху Ренессанса и в формальной архитектуре сравнительно недавней эпохи. Тот же архитектурный прием мы обнаруживаем и в созданном Микеланджело куполе собора св.Петра в Риме, и в построенном К.Реном соборе св.Павла в Лондоне. Термы Каракаллы (Антониновы термы) — типичный пример стремления к стилю гигантскому, а уже не монументальному, что характерно для периода упадки империи. Внутри огромного периметра стен находились палестры, перистильные дворы, сады, лавки и административные помещения. Бани были снабжены сложным техническим оборудованием, огромные купальни, сводчатые или купольные перекрытия. Храм Митры (митрейон) внутри терм — признак интереса римлян этой эпохи к восточным культам.

По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.