Общие понятия о производственных объектах и территориях.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ИХ РЕКОНСТРУКЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.

К производственным территориям отно­сятся территории, предназначенные для размещения промышленных и сельскохо­зяйственных предприятий (объектов), ком­плексов научных учреждений с их опыт­ными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта и связи, а также связанных с ними учреждений обслуживания, инже­нерно-технических сетей и сооружений. В состав производственных территорий при необходимости включаются санитарно-защитные зоны промышленных и сельско­хозяйственных предприятий, территории отвалов и отходов, а также участки, требу­ющие рекультивационных работ.

В градостроительной прак­тике под производственными предприя­тиями (объектами) понимается: 1) одно или группа производственных объектов вместе со связанными с ними учреждени­ями обслуживания, инженерно-техничес­кими сетями и сооружениями; 2) здания и (или) сооружения в пределах одного производственного предприятия, где реализуется технологический процесс по производству основного продукта.

Здания и сооружения, формирующие производственные предприятия, делятся вне зависимости от отрасли производства на следующие типы: основные производ­ственные здания, здания по обслужива­нию производства — складские и адми­нистративные, бытовые, технические со­оружения, специальные здания. Здания и сооружения каждого из типов могут быть: наземные, мобильные, подземные, под­водные, надводные и пр.

Санитарный разрыв — расстояние от источника вредных выбросов в атмосфе­ру до границы селитебной территории или другого предприятия. Санитарно-защитная зона — озелененная террито­рия между границей производственного образования (предприятия, узла, района) и границей селитебной территории, вы­полняющая защитную функцию по отно­шению к окружающим территориям.

Территориально-производственное образование — планировочно обособ­ленная производственная территория, как в поселениях, так и за их пределами, в гра­ницах которой обеспечивается оптималь­ное функционирование сосредоточенных здесь производственных объектов.

Типология градостроительных произ­водственных образований.В градостро­ительной практике сложилась следующая типология территориально-производ­ственных образований преимущественно промышленного профиля: промышленный квартал, промышленная панель, промыш­ленный узел, промышленный район, промышленно-селитебный район.

Первичной структурно-планировочной единицей градостроительных производ­ственных образований является промыш­ленный квартал, представляющий со­бой территорию, ограниченную со всех сторон транспортными магистралями, улицами или проездами.

Несколько промышленных кварталов, расположен­ных вдоль одной коммуникационной оси, формируют промышленную панель.

Промышленный узел — группа предпри­ятий с технологически и организационно кооперированным основным производ­ством, размещенных на одной площадке и объединенных общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомога­тельным производством, единой системой социально-бытового и других видов обслу­живания работников, единым архитектур­но-планировочным замыслом. Промыш­ленный узел характеризуется одновре­менностью строительства предприятий в течение относительно короткого срока (10-15 лет) с разрывом во времени на­чала строительства отдельных предприя­тий не более трех лет, что создает усло­вия для кооперирования предприятий и одновременного строительства общеуз­ловых объектов. По отраслевой принад­лежности промышленные узлы подразде­ляются на многоотраслевые и специали­зированные.

Промышленный район — территория, та которой смежно размещены промыш­ленные предприятия и связанные с ними объекты на основе территориального объединения и возможного кооперирова­ния энергетического, ремонтного, склад­ского хозяйств, водоснабжения и канали­зации, транспорта, инженерных сооруже­ний, культурно-бытовых учреждений.

Одной из разновидностей промышлен­ного района является промышленно-се-литебный район, как часть территории города, где размещаются предприятия, имеющие незначительные выделения производственных вредностей (III-V класс по санитарной классификации), а также предприятия непромышленного профиля и жилая застройка.

Технопарк — обособленная часть тер­ритории города, где размещаются объекты, выполняющие производственные, науч­ные, учебные функции и представляющие собой единый комплекс с социально-куль­турными, бытовыми и управленческими объектами. Его цель— интеграция науки и производства, создание эффективных ме­ханизмов отбора, разработки и реализации новых научных идей.

Территорию, используемую для разме­щения предприятий коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города, а также складов и складских комплексов называют комму­нально-складской зоной. Эти территори­ально-производственные образования должны находиться в периферийной и пригородной структурно-планировочных зонах города, на площадках, хорошо обес­печенных транспортными связями, при­ближенных к узлам внешнего, преимуще­ственно железнодорожного транспорта.

Выделяют три уровня научно-техничес­кой зрелости производства. На низшем уровне находятся предприятия добываю­щей промышленности и первичной пере­работки сырья. В структуре занятых здесь преобладают люди исполнительского труда, и эти производства выполняют кон­центрирующую роль в процессах градоформирования, стягивая население окру­жающих (преимущественно сельских) поселений в города.

Второй, более высокий уровень науч­но-технической зрелости, представляют предприятия подетально-узловой и пред­метной специализации, на которых воз­растает доля творческого труда и которые играют адаптирующую роль в форми­ровании трудовых ресурсов (адаптация населения к городскому образу жизни) и, следовательно, в процессах градоформирования.

К третьему, наиболее высокому уров­ню научно-технической зрелости произ­водства относятся головные предприятия производственных объединений, научно-опытные и конструкторские бюро и т.п. Эти предприятия выполняют генерирую­щую роль в градоформировании, стиму­лируя новации общественной жизни, раз­витие общественных процессов.

Рис. 12. Влияние производств различной научно-технической зрелости на формирование городских пространственных структур: в структуре города: 1 – зона производств, 2 – жилая зона, 3 – интеграционная зона; в удовлетворении потребностей населения: 4 – стандартный уровень обслуживания, 5 - избирательный уровень обслуживания, 6 – резервы и дефицит свободного времени; в социальном составе населения: 7 – занятые творческим трудом, 8 – занятые исполнительским трудом

9.2. Размещение и планировочная орга­низация производственных образова­ний.

Планировка и застройка собственно территориально-производственных обра­зований во многом предопределяется тех­нологией производства и градостроитель­ными условиями. В любом случае выде­ляются зоны основного производства, обслуживания производственных про­цессов, подсобные подразделения, энер­гетическое и транспортное обслужива­ние) и обслуживание трудящихся (адми­нистрация, объекты культурно-бытового и медицинского обслуживания, рекреаци­онные зоны). Взаимное расположение этих зон обусловлено размещением производственного образования в структуре горо­да и направлением основных потоков тру­дящихся.

Возможные варианты размещение тер­риториально-производственных образо­ваний по отношению к городскому посе­лению представлены на рис. 13.

Рис. 13. Возможные варианты размещение тер­риториально-производственных образо­ваний: По отношению к селитебной территории на уровне города (А): а – селитебная территория; б – производственная зона; городской общественный центр. На локальном уровне (Б): 1 – основное производство; 2 – сопутствующее производство; 3 – обслуживающие учреждения; 4 – жилая застройка.

 

Основными принципами планировоч­ной организации территориально-произ­водственных образований являются:

• максимально полное разделение по­токов трудящихся с линиями железнодо­рожного и автомобильного транспорта, обслуживающего производство;

• обеспечение оптимальной доступнос­ти мест приложения труда (не более 400 м от остановок общественного транспорта) путем введения в случае необходимости линий массового пассажирского транс­порта на территории производственного образования;

• сокращение санитарно-защитной зоны за счет выноса в нее предприятий и производственных подразделений с низ­ким уровнем вредных выбросов;

• повышение композиционно-художе­ственных характеристик застройки произ­водственных комплексов.