Часословы. Великолепный часослов герцога Беррийского.

Псалтирь Людовика Святого

Эта рукопись предназначалась для служб в придворной капелле Сен-Шапель, являвшейся архитектурным «реликварием» тернового венца Спасителя и частиц Животворящего Креста, выкупленных Людовиком IX у латинского правителя Византии после вторжения туда крестоносцев. Образ святой Капеллы отражается на композиции миниатюр, где повествование разворачивается на фоне узорных готических вимпергов и стрельчатых аркад (сюжеты Ветхого Завета от Авеля до Саула). Несколько пестрая, но изысканная по колориту живопись, отличается той цельностью, которая утрачивается в памятниках поздней готики. Гармонично найденное соотношение золотистого и голубого во многих случаях определяет колористический баланс миниатюр.

  Для манускрипта характерна цельность общего впечатления и отсутствие стереотипных готических клише: «привычный s-образный изгиб и нарочитая линейная каллиграфия здесь отсутствуют вовсе».

 

Эпоха Филиппа Красивого (1285–1314 гг.) вводит стиль французской готической миниатюры в фазу ее расцвета. Этот период связан с деятельностью мастера Оноре, для творчества которого характерны все те приемы, которые ассоциируются со стилем зрелой готики и ее изобразительными клише. Это экранированные фоны, покрытые ромбами, изощренно выгнутые фигуры в узконосой обуви и одеждах, ниспадающих остроконечными складками. Для индивидуального стиля мастера Оноре характерен чрезвычайно нежный рисунок утонченных бледных лиц, волнистые и круто завитые волосы, орнамент из побегов плюща с остроконечными листьями на полях и концепция объемного моделирования драпировок. Прямым последователем мастера Оноре можно считать Жана Пюсселя. Его имя как иллюминатора фигурирует в документах первой половины XIV в.

Миниатюры писались естественными пигментами. Даже само слово «миниатюра» происходит от латинского слова «minium» − названия природной краски сурика. В состав красок могли входить цветные земли, глина, чернильный орешек, металл, растительные компоненты. Например, «парижская розовая» Великолепного Часослова герцога Беррийского – это краска, изготовленная из вытяжки древесного сока. В качестве связующего использовали натуральные смолы, яичный желток и белок, мед, уксус, растительные масла, чеснок, желчь рыб и животных. Некоторые рукописи украшались твореным или листовым золотом. В первом случае порошкообразная смесь могла использоваться в линейном рисунке. Сусальное золото прокладывалось в фонах. Снаружи красочный слой мог полироваться или порываться воском.