Россия.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений. 2 2. Селитебная территория. 4 Общественные центры.. 5 Жилая застройка. 5 Селитебная территория сельского поселения. 8 3. Производственная территория. 9 Промышленная зона (район) 9 Научная и научно-производственная зона (район) 10 Коммунально-складская зона (район) 11 Производственная зона сельского поселения. 11 4. Ландшафтно-рекреационная территория. 12 Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. 12 Зоны отдыха и курортные. 14 5. Учреждения и предприятия обслуживания. 15 6. Транспорт и улично-дорожная сеть. 17 Внешний транспорт. 18 Сеть улиц и дорог. 19 Сеть общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения. 23 Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств. 24 7. Инженерное оборудование. 27 Водоснабжение и канализация. 27 Санитарная очистка. 27 Электро-, тепло-, холодо- и газоснабжение, связь, радиовещание и телевидение. 28 Размещение инженерных сетей. 29 8. Инженерная подготовка и защита территории. 33 9. Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры.. 35 Охрана и рациональное использование природных ресурсов. 35 Защита атмосферы, водных объектов и почв от загрязнения. 36 Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучений. 38 Регулирование микроклимата. 39 Охрана памятников истории и культуры.. 39 Приложение 1*. Противопожарные требования. 40 Приложение 2. Требования к согласованию размещения объектов в районах аэродромов и на других территориях с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов. 41 Приложение 3*. Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков. 42 Приложение 4. Расчетная плотность населения территории жилого района и микрорайона. 43 Приложение 5. Расчетная плотность населения на селитебной территории сельского поселения. 44 Приложение 6. Площади и размеры земельных участков складов. 44 Приложение 7*. Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков. 46 Приложение 8. Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения. 57 Приложение 9. Нормы расчета стоянок автомобилей. 57 Приложение 10. Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств. 58 Приложение 11. Нормы накопления бытовых отходов. 58 Приложение 12. Укрупненные показатели электропотребления. 59

 

Необыкновенно богатой на талантливых архитекторов классицизма оказалась Россия, только недавно воспринявшая европейский художественный язык. Как хотел царь Петр, Россия с жадностью молодого, но способного ученика вбирала в себя всё лучшее, чем могла поделиться с ней умудренная опытом Европа, а именно – богатым античным наследием, чуждым и непонятным для России поначалу, но старательно освоенным с течением времени.

Если в начале века новый стиль в архитектуре представляли архитекторы-иностранцы, то к середине века и в его второй половине уже появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие, получившие прекрасное европейское архитектурное образование, создали замечательные памятники, в которых соединились черты классической архитектуры Запада с русской любовью к живописности постановки, слиянию с природой, смягченным формам, простоте и ясности объемов.

В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II, которая считала себя "просвещенной монархиней", состояла в переписке с Вольтером и поддерживала идеи французского Просвещения. Основанная еще в 1757 году Академия художеств возрождает с 1760-х годов пенсионерство – обучение своих лучших учеников за границей. Оно не только давало возможность освоения архитектурной классики, но и представляло русских архитекторов их зарубежным коллегам как равных партнеров, что играло огромную роль в становлении их самосознания. Баженов, например, в результате обучения за границей стал членом нескольких зарубежных Академий и профессором архитектуры. Это был серьезный шаг вперед в области организации систематического архитектурного образования.

Баженов мог строить архитектурные утопии типа Кремлевского дворца, оставшиеся только на бумаге, или романтические сооружения Царицына. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц.

Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них следует назвать итальянцев Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француза Валлен-Деламота, шотландца Чарльза Камерона. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях.

Чарльз Камерон создал в Санкт-Петербурге, по словам Екатерины II, свою "греко-римскую рапсодию". По его проектам были построены "Агатовые комнаты", "Холодные бани" и "Камеронова галерея" в Царском селе. Он предложил ряд интересных решений интерьеров, в которых использовал стукко, искусственный мрамор, стекло с подложенной фольгой, фаянс, подудрагоценные камни.

Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782–1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Дворец поставлен на высоком берегу речки Славянки, и его фасад со стороны реки воспринимается как типичная английская палладианская вилла. Главный фасад дворца с парадным двором, охваченным галереями, с торжественным и величавым ритмом колонн, глубокой лоджией, низким плоским куполом в центре выдает руку выдающегося мастера организации масс и пространства. Замечательный уютный английский парк в Павловске от слегка организованной придворцовой части с аллеями, "двенадцатью дорожками", скульптурами постепенно переходит в настоящий дикий лес, где лишь просеки и запруды на реке указывают на то, что это всё еще парк.

Классической архитектуре Петербурга больше, чем московской были близки идеи значительности, величия, мощного пафоса. Помимо этого, Петербург являлся более благодатной площадкой для претворения в жизнь новых градостроительных задач и принципов. Они нашли свое выражение в творчестве таких мастеров начала 19 века, как Захаров, Воронихин и Тома де Томон.

Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, построенный по заказу Павла I. Первый камень при закладке собора был положен императором Александром I в 1801 году, а через 10 лет, в 1811 году, он был освящен в присутствии императора с подобающим великолепием. Часто это замечательное и оригинальное сооружение называют плохой копией собора Святого Петра в Риме. В общих чертах он действительно напоминает великое творение Браманте, Микеланджело и Бернини. Но план собора, его определенно горизонтальное направление объемной композиции, слитность колоннады и собора представляют собой совершенно оригинальное произведение. По плану Воронихина собор должен был иметь две колоннады, обрамляющие две площади: северную и южную. Третьей площадью, архитектурно оформленной колоннадой, должна была стать небольшая западная площадь. Трудно представить, как выглядел бы собор, если бы архитектору удалось претворить в жизнь свой проект, но и сейчас собор представляет собой весьма внушительное зрелище: внутри он имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями, и 144 – из пудожского камня – снаружи. Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Воронихин смог придать этому храму поистине огромный пространственный размах, торжественность и достоинство, сделав площадь Казанского собора одним из важных общественных центров города.

Другим организующим градостроительным центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова, к которому устремляются три главных петербургских проспекта – Невский, Гороховая и Вознесенский, три "першпективы", как говорили раньше. Действительно, гениальное творение Захарова как магнит притягивает к себе и фокусирует все движение. Его шпиль в плоском по рельефу Петербурге становится одним из важнейших вертикальных ориентиров города. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов.

На рубеже создания нового стиля - позднего классицизма, или ампира, стоит творчество еще одного архитектора – Тома де Томона. Построенное им здание Биржи на стрелке Васильевского острова знаменательно не столько само по себе, сколько как образец блестящего решения сложнейшей градостроительной задачи - архитектурного оформления стрелки Васильевского острова. Просторы Невы, плоский рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами подобные задачи, которые усложнялись еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской ансамбль с постройками предшествующих эпох. С этими проблемами столкнулись архитекторы первых десятилетий 19 века – представители стиля ампир, как в Петербурге, так и в Москве после пожара 1812 года.