Караваджо – мастер светотени

Развитие архитектуры Древнего Египта

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий[1].

Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.

Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием[1]. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус.

Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу

. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

 

Мятущееся искусство Караваджо порождено окружающей его действительностью. Молодой человек из небогатого круга, повеса и дуэлянт, Караваджо половину жизни писал, а вторую половину провел в тюрьмах или в бегах, преследуемый наемными убийцами. Почти все его работы полны кровавых сцен насилия, разыгрываемых в грязной, отталкивающей обстановке, когда свет выхватывает из мрака резко очерченные лица и фигуры – это и есть светотень. В Риме картины привлекли внимание публики и потрясли ее прямотой страстей художника и психологией изгоя. В результате Караваджо стал получать много заказов из религиозных кругов. Он умер в 1610 г., скорее всего, был убит. Но мода на «караваджизм» и его светотень быстро распространилась в Испании, Франции, а также в Северной Европе.