Похищение Прозерпины Плутоном.

Давид.

Бернини было 24-25 лет. В то время его покровителем был кардинал Баргезе, по заказу которого он и создал статую Давида.

Нахальный молодой скульптор взялся разрабатывать схему, разработанную до него величайшими ваятелями раннего и высокого возрождения. Донателло изобразил Давида уже совершившим подвиг, юноша с ногой, попирающей голову врага. Композиция отличалась предельной уравновешенностью. Микеланджело изобразил Давида перед битвой, где он только готовится нанести удар (фигура изображена в свободной величавой позе, в мускулатуре не чувствуется напряжение, но в руке и повороте уже содержится динамика последующего действия). Бернини изображает сам процесс, показывая героя в наиболее напряженный момент схватке, когда тот в сильном и порывистом движении раскручивает пращу, а лицо искажено гримасой ярости и гнева. Про Бернини говорили, что он сам гримасничал перед зеркалом и в некотором смысле, это был автопортрет. Физическое и эмоциональное состояние передано форсированными средствами. Лицо превращается в маску ярости с закушенными губами, сведенными бровями, складками на лбу. Фигура представлена в предельно резком развороте всего корпуса, склоненного в резком контрапосте, готовом развернуться.

Бернини ознаменовал своим Давидом переход к открытому изображению движения в скульптуре.

 

 

Такая смелая новизна пластических приемов вместе с тем означала и некоторую утрату многих достижений скульптуры ренессанса, потому что утрачивалось величавие. Но для барокко, движение — стержень эстетики и олицетворяет саму стихию жизни.

 

В произведениях Бернини, движение часто является главным элементом художественного образа, воссоздается с большой пластической смелостью.

 

Две группы для парка виллы Боргезе. 20-е годы 17в.

 

Владыка подземного царства похищает дочь богини плодородия Прозерпину и она становится царицей подземного царства.

 

Вторая скульптурная группа — Аполлон и Дафна.

Они похожи, объеденены похожестью сюжета, все это на основе метаморфоз Овидия, они имеют в основе античные мифы, и в каждой из этих двух групп изображается двух существ.