Стиль барокко в итальянской скульптуре 17в.

Кафедра св. Петра

В алтарной абсиде есть еще одно произведение Бернини, Кафедра св. Петра.

 

Гигантские четыре фигуры из тёмной бронзы. Это фигуры отцов церкви: блаженный Августин, св. Иероним, … Они поддерживают трон, а в этот трон вделана деревяшка, которая считается остатком той деревянной кафедры, с которой в первом веке апостол Пётр произносил свою проповедь. А выше — окошко с витражом. На нем изображен голубь (святой дух), вокруг торчат лучи из позолоченной бронзы и множество фигур ангелов, клубящиеся облака, волюты, орнаменты, эмблемы, аллегории и т. д.

Собор можно назвать музеем Бернини, т. к. он сделал там множество надгробий и статуй.

Но самое главное, что сделал Бернини для собора св. Петра — это ансамбль из двух площадей перед собором. Две площади: со стороны города — овальная, ближе к собору — трапециевидная, расширяющаяся к фасаду собора, переходящая в его многоступенчатую паперть.

Получается, что именно Бернини закончил этот ансамбль, начатый еще Браманте, и придал самому знаменитому зданию Рима его окончательный облик.

Ансамбль площадей собора св. Петра датируется 50-60 гг 17в.

Площадь расширяется вглубь, чтобы человеку, стоящему вдали, она казалась длиннее.

Бернини нужно было создать достаточно обширное пространство, чтобы вместить грандиозные толпы паломников. Также ему надо было улучшить масштабное впечатление фасада.

 

Овальная площадь обрамлена с обоих сторон мощными четырехрядными колоннадами. Колоннады властно организуют пространство. Сам Бернини сравнивал эти рукава колоннад с материнскими объятиями церкви. Огромное пространство этой площади представляющий собой последний римский форум перекликается с овалом в центре капитолийской церкви Микеланджело. Но есть в Риме и другое сооружение, в плане представляющее из себя овал, - это Колизей, и это не случайно. Здесь подчеркивается связь между церковью древней, церковью гонимой и церковью мучеников, и церковью современной.

Трапециевидная площадь. Прямые ее колоннады примыкают к фасаду собора под острыми углами и создается эффект зрительного увеличения высоты фасада. Из-за расширения в глубину создается впечатление, что фасад резко вырастает у вас на глазах, когда вы подходите. Это коррекция того, что сделал Мадерно.

Архитекторы барокко как правило работают не с отдельными зданиями, а с целыми ансамблями. Для них важен вид, перспективы, переходы от одного к другому.

По проекту Бернини в Риме были созданы еще два значимых ансамбля:

 

необычная длинная площадь — Пьяцца Навона. Находится на месте античного ипподрома.

 

 

 

На этой площади Бернини сделал три фонтана. В центре — увенчанный египетским обелиском, Фонтат Четырех Рек. Два малых фонтана по сторонам. По главной оси площади другой архитектор, Франческо Борромини, построил церковь святой Агнессы, (Сант-Аньезе-ин-Агоне).

 

Все они оформлены в стиле барокко.

Испанская лестница тоже была сделана по проекту Бернини. Это очень сложная лестница с расходящимися и вновь сходящимися маршами.

Опять же здесь главным героем будет Лоренцо Бернини.