Во-вторых, в структуре города большое значение стали придавать парадным площадям.

Для этого периода французского градостроительства характерно то обстоятельство, что многие теоретики архитектуры своими трудами способствовали переносу внимания с планировки города на решение егопространственной среды.

М.А. Ложье (1713—1769) рассматривал городские улицы и площади как самостоятельную архитектурную тему и впервые для своего времени сосредоточил внимание на проблеме силуэта города. М.А. Аожье также впервые упомянул о понятии внутриквартального пространства.

Автор многих архитектурных фантазий К.Н. Леду (1736—1806) предвидел архитектуру грядущих промышленных городов и поселков. Он автор проекта «идеального промышленного города Шо» в юго-восточной части Франции, где были расположены солеварни. Город начал строиться в 1774 г., но не был завершен.Он имел классическую радиально-кольцевую планировку: в центре располагались мастерские и дом директора, вокруг — жилые дома рабочих, разделенные радиальными улицами-бульварами.

В теоретических трудах П. Патта (1723—1814) можно найти сочетание художественных проблем города с задачами, направленными на его благоустройство: это расширение улиц и площадей, их мощение и освещение, водоснабжение и канализация сточных вод, перемещение в пригород кладбищ и многое другое.

Патт писал, что в городах «... до настоящего времени все посвящалось идее возвеличивания и великолепию, тогда как никогда не делалось усилий, чтобы сохранить жизнь горожан, их здоровье, их благополучие и чтобы обеспечить чистоту воздуха их жилищам». Он считал, что главное в планировочном искусстве заключается не в прямизне улиц, а в том, чтобы они связывали отдельные районы города друг с другом, а также с торговыми и общественными центрами города. В его трудах содержится также целый ряд ценных рассуждений по вопросам городских пространств, архитектуре жилых и общественных зданий.

«В городе видят обычно сооружения из камня, тогда как в нем нужно видеть философское произведение», — писал П. Патт (цит. по: [51], с. 102). Эти взгляды выводят П. Патта в один ряд с выдающимися урбанистами эпохи Французского Просвещения.

Гуманистические идеи и профессиональные замыслы, которые вынашивались наиболее прогрессивными теоретиками и архитекторами-практиками предреволюционного периода, стали реальными после Великой французской революции (1789—1794). В условиях обновляющегося общества удалось создать широкую программу по благоустройству Парижа — так называемый «План Комиссии художников», который включал в себя многие теоретические и проектные предложения предшествующего периода .

Этот план не был реализован в XVIII в., однако послужил программным документом реконструктивных работ в Париже в XIX в. и оказал большое влияние на западноевропейское градостроительство в целом. Это объясняется прогрессивным характером работ, предусмотренных в «Плане Комиссии художников» и нацеленных на реконструкцию и благоустройство городов, что впоследствии получило название «утилитарного» направления в градостроительстве.

 

Эволюция пространственной среды городов

Подобное название плана вполне оправданно, если вспомнить, какие мероприятия по улучшению городской средыпроводились в то время: