Глобальные проблемы, порождённые техногенным обществом

Семинарское занятие № 8

 

Время 3 часа

Цель занятия: дать представление о комплексе взаимосвязанных глобальных проблем человечества второй половины ХХ в., а также об их ценностно противоположных истолкованиях в современной философии истории.

Доклад: «Глобальные проблемы и стратегии выживания человечества».

Дискуссионные вопросы:

1. Совместим ли исторический оптимизм с объективными реалиями современного глобального кризиса человеческой цивилизации?

2. Не ставят ли глобальные проблемы ребром вопрос о выборе обществоведения либо в пользу прогрессизма, либо в пользу эсхатологизма?

3. Можно ли рассчитывать только на науку и на её зрелое научное самосознание в деле выведение человечества из современного глобального кризиса?

4. Можно ли рассчитывать на то, что стихия научно-технического прогресса в мире сама выведет учёных на эффективное решение комплекса глобальных проблем?

5. Можно ли рассчитывать на объединение усилий человечества в решении глобальных проблем?

6. Можно ли считать за благо создание Мирового правительства, которое насильственными методами умиротворит человечество, разделённое по множеству социально-экономических, религиозных, культурных и ценностных позиций?

Общее тестирование по темам семинарского занятия № 10.

Литература

  1. Абачиев С. К. Современное введение в философию. (Курс лекций.), с. 238–248, 252–261, 321–327.
  2. Канке В. А. Основы философии. (Учебник.), с. 128–132.
  3. Канке В. А. Философия. (Учебник.), с. 307–310.
  4. Философия. (Учебник.) / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова, с. 564–575.

3. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ (ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Любой из экзаменационных вопросов может быть выбран в качестве темы реферата. Если этот вопрос повторяется в выбранном экзаменационном билете, то ответ на экзамене готовится только по оставшемуся вопросу

1. Основные особенности философской мыследеятельности.

2. Исторически преходящие и вечные философские проблемы.

3. Исторические взаимоотношения философии и религии.

4. Этнический и национальный характер философии.

5. Возникновение логики Аристотеля и начало самопознания философии.

6. Основные этапы мировой истории философии.

7. Историческая изменчивость предметов философии.

8. Взаимоотношения самосознания науки и самосознания философии в Новое время.

9. Широта философского мышления и её духовно-исторические причины.

10. Многоукладность мировой философии.

11. Основные особенности античной натурфилософии.

12. Святоотеческое богословие и средневековая схоластика.

13. Методологическая программа английского материализма XVI–XVII веков. Накопление познавательного опыта наукой Нового времени и самопознание философии.

14. «Распочкование» натурфилософии на частные науки о природе и его последствия для европейской рационалистической философии.

15. «Наукоучение» немецкого классического идеализма.

16. Марксистская версия научной философии.

17. Реальная научная философия как мировоззренческий арьергард науки.

18. Синкретизм спекулятивной философии истории. Роль экономической науки XVIII–XIX вв. в формировании научного эволюционизма.

19. Обществоведение, философия, политика и борьба идеологий.

20. Эволюционизм марксистского обществоведения. Триединство марксистского учения и его научная неоднозначность.

21. Марксизм и материалистическое понимание истории. Вклад марксистско-ленинской философии в эволюционную теорию познания.

22. Историческая наука и историософия.

23. Особенности русского философского рационализма XIX–ХХ вв.

24. Русификация и советизация классического марксизма. Постсоветское возрождение полнокровной отечественной философии.

25. Почему современная философия должна сознательно отказаться от построения логически связных теорий мироздания?

26. Почему современная философия должна отказаться от всеохватности своих концепций?

27. Почему философская мыследеятельность способна лишь на постановку научных проблем?

28. Почему философия хронически не может ответить на вечные вопросы?

29. Какие опасности таит для современного человека самодеятельное философствование?

30. В чём современная философия должна и в чём не должна подражать науке?