Внимание! В ряде случаев правильным является выделение нескольких

К семинару № 4 по философии

ТЕСТ

Философия и религия

Семинарское занятие № 4

 

Время 2 часа

Цель занятия: углубить и уточнить представления об исторических связях философии и религии, об особенностях современной философии религии и религиозной философии.

Доклад: «Философия религии и религиозная философия».

Дискуссионные вопросы:

1. Означают ли успехи современной науки и научного мировоззрения вытеснение религиозных вероучений из общемировоззренческой сферы человеческой культуры?

2. Научное мировоззрение – предмет веры или предмет доказательного знания?

3. Может ли претендовать научное обществоведение на решение историософских проблем?

4. Могут ли научное и религиозное мировоззрения гармонично дополнять друг друга?

5. Может ли атеизм получить научное обоснование?

 

Общее тестирование по темам семинарского занятия № 4.

 

Литература

  1. Абачиев С. К. Современное введение в философию. (Курс лекций.), с. 294–320.
  2. Канке В. А. Основы философии. (Учебник.), с. 46–51.
  3. Канке В. А. Философия. (Учебник.), с. 52–67, 138–152.
  4. Философия. (Учебник.) / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова, с. 232–308, 492–505.
  5. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. (Учебник.), с. 64–70, 141–157.

 

вариантов ответа одновременно

 

  1. Философия тесно связана с религией:
  1. Только в культуре средневековой Западной Европы.
  2. Только в русской культуре до ХХ века.
  3. Только в современной буддийско-индуистской культуре.
  4. Во все времена и во всех культурах.
  5. В отечественной культуре после падения советского строя.
  1. Монотеистические религиозные вероучения – это:

a. Буддизм.

    1. Христианство.
    2. Иудаизм.
    3. Религия Древней Греции эпохи Платона и Аристотеля.
    4. Ислам.
    5. Религия Древнего Египта, обожествлявшая Солнце.

 

  1. Догматизм христианского вероучения:

a. Оправдан тем, что в христианстве дана максимальная полнота Откровения Бога роду человеческому.

    1. Требует творческого подхода к основным положениям христианской веры.
    2. Требует творческого подхода в деле увязки основных положений христианской веры с особенностями исторических эпох и национальных культур.
    3. В продуктивной христианской философии должен неукоснительно соблюдаться.
    4. В продуктивной христианской философии может не соблюдаться.

 

  1. С точки зрения прогрессистского подхода к мировой истории:

a. Европейская философия христианской эры однозначно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.

    1. Христианская философия становится всё более архаичной и недееспособной, неуклонно вытесняется научной философией.
    2. Христианская философия неуклонно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.
    3. Всё более научная философия подводит человечество к безграничным космическим перспективам развития. («Через тернии – к звёздам».)
    4. Если человечество благополучно преодолеет современный глобальный кризис, то никакого конца истории не будет.
    5. Мировая история вступает в свои последние десятилетия.

 

5. С точки зрения неискажённого христианского подхода к мировой истории:

a. Европейская философия христианской эры однозначно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.

b. Европейская философия христианской эры, в основном, еретически разрушает Богооткровенные истины Нового Завета и ведёт человечество к мировым потрясениям последних времён его земной истории. («Через тернии – в пропасть».)

c. Если человечество благополучно преодолеет современный глобальный кризис, то никакого конца истории не будет.

d. Мировая история будет иметь конец и, весьма вероятно, совсем скоро.

e. Наука и научная философия способны сковать разрушительные силы и процессы в обществе и предотвратить глобальные катастрофы.

 

f. Наука и научная философия бессильны перед разрушительными силами и процессами в обществе и не способны предотвратить грядущие глобальные катастрофы.

 

6. Русская философия вплоть до послепетровской эпохи:

a. Была религиозно ограниченной по сравнению с философией Западной Европы.

b. Благоразумно придерживалась историософских приоритетов христианского вероучения перед проблемами онтологии (т. е. системы мироздания).

c. Была «провинциальной» и отсталой по сравнению с философией Западной Европы.

d. Была национально самобытной и полноценной.

 

7. Проблемы национального самосознания:

a. Интересовали русскую философию, начиная с Крещения Руси в 988 г.

b. Стали интересовать русскую философию в имперский период истории России.

c. Стали существенно острее в 19-м веке.

d. Стали существенно острее в 17-м веке.

e. В 19–20 веках разрабатываются в ключе комплекса проблем совмещения традиционных русских ценностей с ценностями Западной Европы Нового времени.

 

8. Национально самобытная русская рационалистическая философия:

a. Берёт своё начало с А. И. Герцена.

b. Берёт своё начало с В. С. Соловьёва.

c. Берёт своё начало с Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.

d. Наиболее ярко проявила себя в философии науки.

e. Наиболее ярко проявила себя в православной историософии.

f. Наиболее ярко проявила себя в области создания умозрительных «систем природы».

 

9. Марксистско-ленинская философия советского периода:

a. Пародировала науку.

b. Пародировала православное христианство.

c. Пародировала католическое христианство.

d. Не представляет никакого интереса для современной эпохи.

e. Представляет для современной эпохи большой интерес.

 

10. Современная отечественная философия:

a. Возрождается.

b. Приходит в упадок вместе с отечественной наукой.

c. Без части результатов, полученных в рамках советизированного марксизма, будет только лучше выполнять свои исторические задачи по культурному возрождению России.

d. Без части результатов, полученных в рамках советизированного марксизма, будет ущербной и не выполнит своих исторических задач по культурному возрождению России.