Внимание! В ряде случаев правильным является выделение нескольких
К семинару № 4 по философии
ТЕСТ
Философия и религия
Семинарское занятие № 4
Время 2 часа
Цель занятия: углубить и уточнить представления об исторических связях философии и религии, об особенностях современной философии религии и религиозной философии.
Доклад: «Философия религии и религиозная философия».
Дискуссионные вопросы:
1. Означают ли успехи современной науки и научного мировоззрения вытеснение религиозных вероучений из общемировоззренческой сферы человеческой культуры?
2. Научное мировоззрение – предмет веры или предмет доказательного знания?
3. Может ли претендовать научное обществоведение на решение историософских проблем?
4. Могут ли научное и религиозное мировоззрения гармонично дополнять друг друга?
5. Может ли атеизм получить научное обоснование?
Общее тестирование по темам семинарского занятия № 4.
Литература
- Абачиев С. К. Современное введение в философию. (Курс лекций.), с. 294–320.
- Канке В. А. Основы философии. (Учебник.), с. 46–51.
- Канке В. А. Философия. (Учебник.), с. 52–67, 138–152.
- Философия. (Учебник.) / Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова, с. 232–308, 492–505.
- Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. (Учебник.), с. 64–70, 141–157.
вариантов ответа одновременно
- Философия тесно связана с религией:
- Только в культуре средневековой Западной Европы.
- Только в русской культуре до ХХ века.
- Только в современной буддийско-индуистской культуре.
- Во все времена и во всех культурах.
- В отечественной культуре после падения советского строя.
- Монотеистические религиозные вероучения – это:
a. Буддизм.
- Христианство.
- Иудаизм.
- Религия Древней Греции эпохи Платона и Аристотеля.
- Ислам.
- Религия Древнего Египта, обожествлявшая Солнце.
- Догматизм христианского вероучения:
a. Оправдан тем, что в христианстве дана максимальная полнота Откровения Бога роду человеческому.
- Требует творческого подхода к основным положениям христианской веры.
- Требует творческого подхода в деле увязки основных положений христианской веры с особенностями исторических эпох и национальных культур.
- В продуктивной христианской философии должен неукоснительно соблюдаться.
- В продуктивной христианской философии может не соблюдаться.
- С точки зрения прогрессистского подхода к мировой истории:
a. Европейская философия христианской эры однозначно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.
- Христианская философия становится всё более архаичной и недееспособной, неуклонно вытесняется научной философией.
- Христианская философия неуклонно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.
- Всё более научная философия подводит человечество к безграничным космическим перспективам развития. («Через тернии – к звёздам».)
- Если человечество благополучно преодолеет современный глобальный кризис, то никакого конца истории не будет.
- Мировая история вступает в свои последние десятилетия.
5. С точки зрения неискажённого христианского подхода к мировой истории:
a. Европейская философия христианской эры однозначно прогрессирует и прибавляет человечеству мудрости.
b. Европейская философия христианской эры, в основном, еретически разрушает Богооткровенные истины Нового Завета и ведёт человечество к мировым потрясениям последних времён его земной истории. («Через тернии – в пропасть».)
c. Если человечество благополучно преодолеет современный глобальный кризис, то никакого конца истории не будет.
d. Мировая история будет иметь конец и, весьма вероятно, совсем скоро.
e. Наука и научная философия способны сковать разрушительные силы и процессы в обществе и предотвратить глобальные катастрофы.
f. Наука и научная философия бессильны перед разрушительными силами и процессами в обществе и не способны предотвратить грядущие глобальные катастрофы.
6. Русская философия вплоть до послепетровской эпохи:
a. Была религиозно ограниченной по сравнению с философией Западной Европы.
b. Благоразумно придерживалась историософских приоритетов христианского вероучения перед проблемами онтологии (т. е. системы мироздания).
c. Была «провинциальной» и отсталой по сравнению с философией Западной Европы.
d. Была национально самобытной и полноценной.
7. Проблемы национального самосознания:
a. Интересовали русскую философию, начиная с Крещения Руси в 988 г.
b. Стали интересовать русскую философию в имперский период истории России.
c. Стали существенно острее в 19-м веке.
d. Стали существенно острее в 17-м веке.
e. В 19–20 веках разрабатываются в ключе комплекса проблем совмещения традиционных русских ценностей с ценностями Западной Европы Нового времени.
8. Национально самобытная русская рационалистическая философия:
a. Берёт своё начало с А. И. Герцена.
b. Берёт своё начало с В. С. Соловьёва.
c. Берёт своё начало с Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.
d. Наиболее ярко проявила себя в философии науки.
e. Наиболее ярко проявила себя в православной историософии.
f. Наиболее ярко проявила себя в области создания умозрительных «систем природы».
9. Марксистско-ленинская философия советского периода:
a. Пародировала науку.
b. Пародировала православное христианство.
c. Пародировала католическое христианство.
d. Не представляет никакого интереса для современной эпохи.
e. Представляет для современной эпохи большой интерес.
10. Современная отечественная философия:
a. Возрождается.
b. Приходит в упадок вместе с отечественной наукой.
c. Без части результатов, полученных в рамках советизированного марксизма, будет только лучше выполнять свои исторические задачи по культурному возрождению России.
d. Без части результатов, полученных в рамках советизированного марксизма, будет ущербной и не выполнит своих исторических задач по культурному возрождению России.