Виды стандартов.

Этапы работ по стандартизации.

В общем случае можно выделить четыре этапа работы по стандартизации:

1.Отбор объектов стандартизации.

Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты. Например, объекты ВС, средства радиотехнического обеспечения полетов ВС, разработка нормативной документации.

 

2. Моделирование объекта стандартизации.

Нужно учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, как материальные предметы, а информация о них, отображающая их существенные стороны, то есть некоторая абстрактная модель реального объекта.

3. Оптимизация модели.

В разных организациях варианты исполнения объектов могут быть разными. Задача стандартизации – унифицировать требования к данному объекту на основе оптимизации модели объекта.

4. Стандартизация модели.

На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация – разработка нормативного документа на базе унифицированной модели.

Основными документами стандартизации являются стандарты.

Стандарт – это нормативный документ, устанавливается для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной степени упорядочения в определенной области.

Существует несколько видов стандартов:

1.Международный стандарт.

2.Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом власти по стандартизации одной страны.

3.Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

4.Государственный стандарт РФ (ГОСТР) – национальный стандарт, принятый Федеральным органом исполнительной власти по стандартизации.

5.Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению.

6.Отраслевой стандарт (ОСТ) – стандарт, принятый Федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции.

7.Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

8.Стандарты предприятия.

Существуют и другие нормативно-технические документы:

-Технические условия (ТУ);

-Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации;

-Рекомендации (Р) (в том числе межгосударственные (МРГ));

-Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД);

-Регламент. Технический регламент.

Отношения в области стандартизации в России обеспечиваются законодательными и другими актами РФ:

-законами «Об обеспечении единства измерений» и другими»;

-указами Президента и нормативными актами Правительства России;

-подзаконными актами социально – экономических задач;

-приказами Госстандарта России.

 

6.5.Научно-технические принципы и методы стандартизации.

Комплексная стандартизация
Опережающая стандартизация
Научно-технические принципы и методы стандартизации


 

 

 


 

 

Принцип системности
Принцип обеспечения взаимо-заменяемости заменязаменяемости
Научно-исследовательский принцип
Принцип предпочти-тельности
Принцип прогрессивности и оптимизации стандартов
Взаимоувязка стандартов

 


 

Принцип минимального удельного расхода материалов

 

 


-технические принципы комплексной стандартизации относятся к методическим основам стандартизации и способствуют эффективной разработке стандартов производства, сферы услуг, применения взаимозаменяемости изделий и др.

Методы стандартизации представляются в виде комплексной и опережающей стандартизации.

Комплексная стандартизация (КС) – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и плановое установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом, так и его основным элементам, а также материальными факторами, влияющим на объект в целом.

Основным преимуществом КС является то, что требование к стандартизации каждого объекта подготовлены задачи обеспечения технико-экономической эффективности всей системы в целом.

Например. Разрабатывается стандарт на ВС. При этом должны разрабатываться стандарты на комплектующие системы (двигатель, электротехническое и радиоэлектронное оборудование и т.д.). Кроме того, необходимо предусмотреть стратегии ТО и ремонта всего оборудования. Кроме того, обосновать количество центров эксплуатации в России и за рубежом. Сухой сделал ВС, которые должны выполнять рейсы, как в Россию, так и за границей. Но за рубежом отсутствуют центры ТЭ российского оборудования. Поэтому правительство принимает решение о закупке во Франции всей начинки

 

самолета и договорились использовать центры Франции в третьих странах.

Еще пример. В России эксплуатируются различные ВС. Но все они имеют свое оборудование. Унификации можно считать нет.

В настоящее время в России действует следующие межотраслевые системы стандартов (КС):

-единая система конструкторской документации (ЕСКД);

-единая система технологической документации (ЕСТД);

-система показателей качества продукции (СПКП) и др.

Разработанные системы стандартов в основном для разработки нормативных документов.

Опережающие стандарты – основа для проектирования новой, более совершенной, передовой техники. Сформируем основные требования, которые необходимо предъявлять к опережающим стандартам:

-базирование на перспективных планах экономического и социального развития;

-изучение новейших открытий, как в стране, так и за рубежом;

-широкое использование патентной информации;

-детальное ознакомление с уровнем проектно-конструкторских работ;

-учет замечаний и рекламаций на базовую модель.

Заказчиком стандартов являются Государственные органы исполнительной власти (Министерства). Разработчик Государственные НИИ. Руководство всеми работами по стандартизации осуществляет Госстандарт. Проект стандарта поступал в Госстандарт, который своим Постановлением вводил Стандарт. В СССР было разработано более 30000 Стандартов. Однако все они разработаны с учетом достигнутых характеристик объекта стандартизации и не ставился вопрос об опережающих стандартах.

 

Федеральные авиационные правила.

Эти документы разрабатывались для ГА в соответствии с Воздушным кодексом (ст.6). Они являлись стандартом отрасли. С 1996 года разработано более 100 ФАПов. Большинство из них рассматривают вопросы сертификации. («Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в ВС», «Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала», «Сертификация юридических лиц, осуществляющих ТЭ ВС» и т.д.).

Разработчиками были научные организации. Утверждали ФАП приказом руководителя служб ГА (Росавиация, Росаэронавигация). Приказ согласовался с Министерством юстиции.