Контактная сварка

 

Контактная сварка является разновидностью сварки давлением с кратковременным электрическим нагревом места соединения и его последующей пластической деформацией (осадкой), в ходе которой и формируется сварное соединение (рис. 5.16-а).

 
               
   
 
 
   
а)
 
б)

 

 


Рис. 5.16.Схема контактной сварки (а)

и физический контакт в зоне стыка заготовок (б)

 

При прохождении электрического тока от одной заготовки к другой максимальное количество теплоты выделяется именно в месте сварочного контакта, поскольку электрическое сопротивление стыка намного превышает сопротивление сплошного металла остального объёма заготовок. Из-за микронеровностей поверхностей стыка заготовки даже после тщательной обработки соприкасаются только в отдельных точках (рис. 5.16-б). В связи с этих действительное сечение металла, через которое проходит ток в зоне стыка, резко уменьшается. Кроме того, на поверхности свариваемых заготовок всегда имеются плёнки окислов и загрязнения с малой электропроводностью, которые также увеличивают сопротивление контакта. В результате в точках контакта металл нагревается до термопластического состояния или до оплавления. При непрерывном сдавливании нагретых заготовок пластичный металл в местах контакта деформируется, поверхностные плёнки разрушаются и вытесняются к периферии стыка. В соприкосновение приходят совершенно чистые слои металла, образующие сварное соединение.

По типу сварного соединения контактную сварку делят на стыковую, точечную и шовную.

Контактная сварка относится к наиболее производительным видам сварки и вследствие лёгкой автоматизации получила широкое применение в автомобильной, авиационной и автотракторной промышленности, строительстве, инструментальном производстве, при сварке рельсовых стыков и вагонных кузовов.