Глубинное интервью
Достоинства фокус-групп
К сильным сторонам фокус-групп можно отнести следующие их характеристики:
- разнообразие информации по затронутым вопросам, которое можно получить от нескольких участников;
- «эффект снежного кома» – реплика одного респондента вызывает ответную реакцию другого, наталкивает его на какие-то соображения или воспоминания;
- стимулирование – при удачном ходе группы у респондентов возникает желание высказывать свои мысли и чувства;
- чувство безопасности – респондентов несколько и они все находятся в одинаковых условиях, что снижает их опасения показаться несведущими;
- спонтанность реакций – респонденты высказываются в свободной форме, а не отвечают на конкретные четко сформулированные вопросы;
- гибкая структура, возможность задержаться на обсуждении неожиданно возникших интересных моментов или тех вопросов, которые вызвали затруднение или недоумение;
- быстрота сбора данных (по сравнению с интервью);
- наглядно видны различия между респондентами, и можно предположить, чем вызваны эти различия (социальное положение, профессиональная принадлежность, доход, культурный уровень);
- за фокус-группами можно наблюдать и получить доступ к реальным потребителям, их проблемам, эмоциям, языку.
Фокус-группы мало пригодны для получения информации в следующих случаях:
- когда речь идет о темах, которые люди навряд ли будут обсуждать откровенно в присутствии других людей;
- когда требуется понимание сложного поведения, связанного с принятием ряда ответственных решений;
- когда существуют строгие социальные нормы, регулирующие и предписывающие определенные взгляды и действия в какой-либо области;
- необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений;
- индивидуальное мнение по какому-либо вопросу представляет больший интерес для исследователя, чем четко артикулированные, но сформировавшиеся под влиянием обсуждения с другими респондентами мнения участников фокус-групп;
- респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу.
Под глубинным интервью понимают неструктурированное, прямое и личное интервью, которое в общем виде представляет собой неформальную, свободную по форме беседу. В ходе этой беседы интервьюер выясняет мнения, убеждения, осведомленность или привычки респондента.
Особенности глубинных интервью по сравнению с фокус-группами представлены в таблице 4.
Метод глубинных интервью может применяться в тех случаях, когда решение маркетинговых задач связано со следующими ситуациями:
- Обсуждение конфиденциальных, затрагивающих личную жизнь респондента тем.
- В обществе существуют жесткие нормы, регламентирующие поведение и предписывающие определенные взгляды в некоторой области.
- Необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений.
- Детализированное понимание сложного поведения связанного с приемом ответственных решений.
- Интервью с экспертами / профессионалами.
- Интервью с конкурентами, которые не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий.
- К глубинным интервью обращаются в том случае, когда респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу.
Таблица 4 – Различия фокус-группы и глубинного интервью
ФОКУС-ГРУППА | ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ |
Все участники фокус-групповой дискуссии за исключением модератора находятся в одинаковой ситуации, что уменьшает их беспокойство | Во взаимодействии один на один выше вероятность давления интервьюера на респондента |
Группа обладает особым потенциалом взаимодействия, взаимного стимулирования и поощрения участников | Нет давления группы как носителя социальных норм и приличий, можно достичь большей свободы и спонтанности реакций |
Фокус-группа предоставляет широкий набор мнений по обсуждаемой проблеме | Интервью позволяет прорабатывать интересующие вопросы с большей глубиной |
Фокус-группа предоставляет набор мнений типичных представителей целевой аудитории, сегмента рынка | В интервью авторство каждого высказывания очевидно и легко проследить логику развития темы |
В ходе фокус-группы динамично проходит обсуждение социального опыта: привычек потребления и покупки | Индивидуальные интервью более пригодны для разговоров о продуктах, использование которых подразумевает сенсорный или эмоциональный опыт, например, духи |
Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования (тестирование упаковки или изучение образа жизни и ценностей) и особенностей самого респондента. Существует достаточно большое количество модификаций индивидуальных интервью, которые могут варьировать от довольно структурированных до интервью в виде свободной беседы с респондентом, напоминающей беседу с психоаналитиком.
Индивидуальные интервью широко применяются в современной практике маркетинговых исследований. Недостатки метода глубинных интервью сходны с недостатками групповых дискуссий, это:
- субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера;
- игнорирование описательной природы качественных методов и попытки распространить выводы на всю популяцию;
- сложности с поиском квалифицированных интервьюеров;
- продолжительность интервью вкупе со сроками исследовательских проектов накладывает ограничения на размеры выборки – обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта.
Рекомендуемая литература:
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник / Под общей редакцией Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. Стр. 77-170.
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. Стр. 86-402.
3. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высш. Шк.: ИНФРА-М, 1996. Стр. 20-40.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Стр. 77-101.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. С.149-170; 185-206.
6. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок.: пер. с англ. – М.: ООО «Изд-во АСТ» 2000, часть 1.
7. Муртузалиева Т.В., Цахаев Р.К. Маркетинг-практикум: задачи, кейсы, тесты: учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. Стр. 25-56.
Контрольные вопросы: