ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМАОБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Третья научная революция, полностью преобразовавшая идеалы и нормы научного познания, произошла в конце 19-начале 20 века. Радикальное изменение картины мира началось еще раньше с открытием электричества, когда было введено представление о поле силы, заполняющем пространство между объектами. С открытием элементарных частиц и делимости атома, становлением релятивисткой и квантовой теории, появлением концепции нестационарной Вселенной в космологии и другими эпохальными открытиями сформировалась новая(неклассическая) парадигма естествознания.

Неклассическая наука(неклассическое естествознание) – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств(включая научные теории), с помощью которых мы познаем мир.

С точки зрения неклассического естествознания вопрос о том, какова реальность сама по себе лишен смысла. Познавая мир, мы констатируем его и не только обнаруживаем, но и создаем в нем такие свойства, которые до человеческой деятельности не существовали и возникают только во взаимодействии с человеком. Эта идея, кажущаяся парадоксальной для для обаденного сознания, на самом деле вытекает из следующего общепринятого утверждения.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ. – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием. Такая постановка вопроса перекликается с пониманием определенной части научного знания как знания личностного(по М .Полани). Представление о постнеклассической картине мира тесно связано с развитием постпозитивисткой философии. Постпозитивизм предполагает преодоление позитивистких и неопозитивистких подходов к построению научного знания. В философии постпозитивизма поиск новых критериев рациональности проходил по другим методологическим основаниям, чем применительно к стадии неклассической науки. Нацеленность на получение объективного знания была заменена идеей множественности истины и путей ее получение. Представленное понимание постнеклассического этапа в развитии науки опирается на новый идеал рациональности, который был основан в философии постпозитивизма. Наиболее ярким представителем этого направления выступил П. Фейерабенд, родившийся в Вене американский философ (1924-1994), который ввел представление об иррацианольных критериях развития науки.

Он критиковал положения Поппера и Лакатоса о возможности приближения к истине на пути смены научных теорий. В отличие от сторонников неопозитивизма Фейерабенд считал необходимым рассматривать теоретическую загруженность научных понятий и представлений как необходимый компонент развития науки. Вместо принципов верификации и фальсификации гипотез Фейерабендом был выдвинут принцип контриндукции или противоиндукции. Предполагающий возможность объяснения накопленных в рамках одной теоретико-эмпирической школы фактов с позиций другого, конкурирующей теории; поиск альтернативных объяснений в прошлом; изменение смысловых контекстов вместо отбрасывания не соответствующих фактам теорий.

Наконец, Фейерабендом было предложена привлекать такие «вне-научные средства», как мифологические, религиозные или дилетантские построения. Итак, в постнеклассической картине мира постепенно уходят на задний план и идея истинности познания(отсюда упрек постпозитивизма в иррационализме), и идеалы «ценностное нейтрального» исследования; аксиологический фактор начинает входить в состав объясняющих положений; вненаучные средства(миф, религия, игра) уже не противопоставляются собственно научному теоретико-эмпирическому познаниию.

По В.С.Степину постнеклассическая наука формируется в ходе четвертой глобальной научной революции, начавшейся в последней трети 20 века. В этот период изменяется сам характер научной деятельности в силу появления принципиально новых средств добывания, хранения и использования научных знаний практически во всех сферах человеческой жизни. На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. В выборе целей исследования наряду с познавательными все большую роль играют экономические и социально-политические факторы. Работа в рамках комплексных программ приводит к сращиванию в единой системе деятельностей теоретических и экспериментальных, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификация прямых и обратных связей между ними. Постепенно стираются жесткие границы между картинами реальности, выстраиваемыми различными науками, и появляются фрагменты целостной общенаучной картины мира.

Наиболее сложные и перспективные исследования имеют дело с исторически развивающимися системами, которые формируют со временем все новые уровни своей организации, появление которых влияет на уже существующие, меняя связи и композицию их элементов. Формирование каждого нового уровня сопровождается прохождением систем через состояние неустойчивого равновесия(точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к изменению направлений развития и появлении новых структур. Научная картина мира есть совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия с субъектом познания.