Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
Семья-это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Семьей также называется социальный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того,— это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.
Основу семьи составляет брачный союзмежду женщиной и мужчиной. Брак-исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между. мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.,
В последние десятилетия брак в социологическом, смысле рассматривался в России в основном как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе», или как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям». В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права, что вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926 и 1969).
Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выводами известных правоведов Беляковой А. М., Орловой Н. В., Рясенцева В. А. и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права».
В этой связи представляется целесообразным дать обзорный сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т. е. влечет за собой все последствия законного брака».
Как известно, в советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата. В современных исследованиях отмечается, что одним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исторической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей, что фактически было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» мужчины и женщины.
В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изменения, с сохранением, однако, понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по данному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому достаточно часто применялся термин «социалистический брак», формально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка. При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности.
В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. Такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер. Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала очевидной и в связи с распространенностью в последние десятилетия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership). Однако принцип пожизненности брака и во времена «развитого социализма» в СССР носил скорее желаемый, чем: фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК.
Таким образом, по очевидным причинам, не все из признававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака «социалистической формации» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дискуссионных вопросов, но и значительного усиления договорных начал в новом СК, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в РФ ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г.
На этой почве возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения. Например, Антокольская М. В., последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка». Однако сама же Антокольская М. В. отмечает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака-не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п.».
С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Васильев Е. А. выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство.
Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: "Брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.»- Регистрация брака—акт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.
Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и условия заключения брака. Первое и самое главное условие-взаимное согласие лиц, вступающих в брак, второе-достижение брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон.
В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, между одним мужчиной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.
Таким образом, брак-исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Физическая близость выступает как следствие духовно-нравственного родства. Нравственный брак-это брак, основанный на любви. Вступление в брак и создание полноценной семьи- естественное состояние жизнедеятельности человека. Немецкий философ Фихте писал, что не состоящий в браке индивид-лишь наполовину человек. Брак—не только выполнение гражданского долга, но и сохранение собственного здоровья.
Регулирование семейно-брачных отношений осуществляется на основе семейного права. Семейное право—самостоятельная отрасль права, которая регулирует личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами семейного законодательства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ не сливается со сферой гражданской кодификации, а регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. С 1 марта 1996 г. вступил в действие новый Семейный кодекс РФ, отличающийся вниманием к детям (с четырех лет ребенок уже может пойти в суд и выразить желание с кем ему жить при разводе родителей). Семейный кодекс РФ заменил Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. и основы законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 28.06.1968 г. Новый кодекс предполагает заключение брачного договора по поводу финансовых и имущественных отношений семьи.
Само понятие семьи неопределенно, и Семейный кодекс не дает определения семьи, однако с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные признаки:
— совместное проживание ее членов;
— общность имущества;
— наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством.
Таким образом, Семейное право призвано осмысливать происходящие в семье процессы, попадающие под регулирование правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные способы управления действиями, поступками людей в сфере их личной жизни.
Исторические формы брака
Знакомство с законодательством некоторых стран, устанавливающим минимальный возраст вступления в брак, позволяет обнаружить довольно «занятную» пестроту в определении его границ. В целом они колеблются от 9 до 18 лет для женщин и от 14 до 22 лет для мужчин, к тому же закон разрешает некоторые исключения, а местные обычаи делают эти исключения более или менее частыми'.
В европейских государствах существует либо одинаковый для обоих полов брачный возраст, либо брачный возраст для мужчины несколько выше. Например, в Венгрии брачный возраст определен в 18 лет для мужчин и в 16 для женщин, в Польше—в 18 лет для мужчин и в 16 лет для женщин. В Англии могут вступить в брак лица, достигшие 16 лет; во Франции—женщины в 15 лет, а мужчины в 18.
В странах Азии, например, в Японии, могут вступить в брак мужчины в 18 лет, женщины в 16; в Китае—мужчины в 22 года (это самый высокий возраст для вступления в брак среди других стран мира), женщины в 20 лет; в Индии—мужчины в 21 год, женщины в 18 лет.
На американском континенте, например, в США минимальный брачный возраст различается по штатам. Для мужчин он определен в 14—18 лет, а для женщин—13—17 лет; в Канаде (провинция Квебек) минимальный брачный возраст для девушек 12—16 лет, для молодого человека—14—16; в Аргентине, Колумбии и Перу минимальный возраст для вступления в брак для мужчин определен в 16 лет, для женщин в 14; в Венесуэле, Парагвае, Чили и Эквадоре минимальный возраст для вступления в брак для мужчин—14 лет, для женщин—12.
В Африке—в Египте и Алжире минимальный возраст для вступления в брак у мужчин определен в 18 лет, для женщин—в 16; а в Нигерии и Кении минимальный брачный возраст для девушек определен в 9 лет, для юношей—16—18.
В Австралии минимальный брачный возраст для мужчин— 18 лет, для женщин—16.
В большинстве стран, для вступления в брак людей, не достигших брачного совершеннолетия, необходимо согласие родителей.
Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что когда у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен—родичей, вятичей, кривичей еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках указываются несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний-похищение невесты женихом без ее согласия, однако, постепенно увозу невесты начинают предшествовать сговор с ней.
С принятием христианства в России начинает действовать Номоканон—собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Комчей книги. Церковное венчание, введенное в XI в., в то время практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, считавшимися пережитком язычества.
Согласно установлениям Комчей книги, венчанию предшествовало обручение—сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной «сговорной» записью. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как и брак, нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния. Был установлен минимальный возраст для вступления в брак—15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Священники отказывались венчать престарелых лиц. Запрещались браки с близкими родственниками. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Расторжение брака практически не предусматривалось.
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 г. его указом запрещалось женить «дураков», которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1744 г. указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, гласит указ, для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и до 16 лет для женщин. Для заключения брака необходимо согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. С 1917 г. проводятся первые реформы семейного законодательства. Выходят декреты «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. принят единый для обоих полов брачный возраст, который сохраняется и по сегодняшний день—18 лет. Разнообразие в определении брачного возраста свидетельствует о том, что в основе его законодательного закрепления лежит не какая-либо единая закономерность, а более конкретные практические мотивы. Возраст вступления в брак представляет интерес с точки зрения воспроизводства населения, поскольку он является одним из факторов, с которым связана рождаемость (вероятно, поэтому законодатель ориентировался на местные обычаи и традиции, корректируя их в ту или иную сторону).
Возраст вступления в брак- одна из основных характеристик брачности населения страны. В статистическом анализе широко применяются традиционные показатели среднего брачного возраста. Он вычисляется на основе распределения по возрасту вступающих в брак в данном году.
Особую ценность в демографическом и социологическом анализе брачности и связанных с нею явлений представляет сочетание возраста женихов и невест. Возраст мужчин и женщин при вступлении в брак широко варьирует. Встречаются браки, в которых муж намного старше жены и, наоборот, но чаще всего мужчина в среднем на 2—4 года старше жены. Информацию о возрасте вступления в брак можно получить при переписях и обследованиях населения, а также по данным текущего учета демографических событий.
Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, симпатия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д.
В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт—письменное соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанностей по управлению и распоряжению имуществом.
Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предмет наибольшее значение, и наоборот.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.
Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего «атомизацию»-сокращение среднего размера семьи и как следствие-ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.
Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.
Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию—к демократической семье. Наряду с высокими показателями разводов (Россия занимает второе место после США) резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах. Доля никогда не состоявших в браке у женщин—7,9%, у мужчин—13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня—36.
Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях.
Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта.
Так известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2—3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты исследований.
В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком.
Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков—восьмиклассников московских школ—не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. элементарно обслуживать себя.
Таким образом, налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.
Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий—заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д.
Социологические исследования показали, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины.
Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин особенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно признают, что не контролируют семейный бюджет и не ведают повседневными расходами .Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье.
Основа супружеской совместимости—это совпадение главных ценностных ориентаций. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами и добровольно брать на себя свою долю обязанностей.
Таким образом, патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной (семья равных). Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведения. Супруги в такой семье единомышленники. В семье—налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны.
Факт большой общественной значимости выявили социологи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным.
Оценку состояний семейных отношений дали сами респонденты. При безусловном благополучии «счастливых семей» цифры говорят нам, что больше половины «счастливых женщин» и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% «счастливцев» связывает только привычка и боязнь одиночества.
В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексуальная совместимость. По поводу последнего критерия расхождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака «общие интересы».
Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами.
В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характере супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.
Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства.
Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания. Социологические исследования данных создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.
Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает «доверие и уважение». Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные.
Женщины, не допускающие измену принципиально, оценивают ее как предательство. Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптоматична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу сложнейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую верность как важнейшую семейную ценность.
Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя. Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана, прежде всего, с многообразием социальных условий и наличием выбора. Общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и предоставить им возможность самостоятельного индивидуального выбора.
Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.
Таким образом, брак-исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.
Брачный союз составляет основу семьи. Регистрация брака-акт государственного признания создания семьи. Главные условия заключения брака-взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение брачного возраста.
Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, которые показывают интенсивность вступления в брак во всем населении и в отдельных группах бракоспособного населения. Они показывают, что брачность населения за. последние 40 лет сократилась вдвое и в настоящее время стабилизировалась на довольно низком уровне. И как уже говорилось выше, с учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами семейного законодательства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции.
Исторические перемены в функционировании семьи
Исходя из специфики различных теоретических подходов к проблеме семьи, рассмотрим сущностные изменения семьи в процессе исторического развития.
Большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что первой исторической формой семьи была кровнородственная семья.
Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе такого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи—пуналуальной.
В пуналуальной семье из полового общения исключаются вначале ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения.
Пуналуальная семья представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.
Это—первый шаг к появлению парного брака.
Синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и тем самым создавала предпосылки для формирования моногамной семьи.
В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда супружеские пары оказались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковывалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью все более переходила к мужчине. Вместе с ней переходила и власть. Как следствие, матриархальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей
Историческое развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Этот процесс имел свои особенности в определенные периоды развития общества.
Для рабовладельческого строя характерно то, что моногамная семья была в основном семьей рабовладельцев; большинство рабов не имело семьи, это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, пополняла армию, активно участвовала в управлении государством, ей была присуща и политическая функция. Непосредственными исполнителями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классической формой единобрачия. Девушки здесь получали более ограниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома.
В ряде стран глава патриархальной семьи был безраздельным господином всех ее членов, имел наложниц-рабынь, т. е. был фактически в многобрачии. Семьи ремесленников и других категорий свободных жителей сильно отличались от таких семей своей бедностью. Но и здесь господство главы семьи было безраздельным.
С переходом к феодализму обществом был установлен обязательный церковный брак, в котором господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, определялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала ведала хозяйством, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостных крестьян вместе с семьей прикрепляли к участку земли. Крестьянская семья была производственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриархальщина—безраздельная власть над ее членами главы семьи. В буржуазную эпоху институт семьи претерпел большие изменения. Здесь зависимость брака от экономических отношений проявляется особенно ярко.
В основе всех отношений в буржуазной семье лежат денежные расчеты. Супружеская и родительская любовь, взаимоуважение и общность интересов—все эти моральные факторы имеют второстепенное значение.
В XIX и особенно XX в. супружеская и семейная жизнь в развитых капиталистических странах обрела много новых черт. Влияние материальных, общественных мотивов при вступлении в брак дает себя знать, все чаще решающим фактором выступает романтическая любовь, свободный выбор партнера. Характерное для предшествующих эпох авторитарное решение отца при выборе жениха или невесты начинает утрачивать свою значимость. Родители все больше принимают принцип демократичного подхода к детям, постепенно начинается эмансипация женщин.
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., ликвидации феодально-капиталистических производственных отношений в России институт брака и семьи претерпел принципиальные изменения. Были созданы предпосылки новой, социалистической семьи с доминирующей ролью государства. Важную роль в этом сыграли меры, направленные на установление равноправия женщин. Упрощена процедура регистрации брака и развода.
Со второй половины 30-х годов начинается процесс укрепления семьи, что выразилось в ограничении свободы разводов, запрете абортов. Семья как институт официально реабилитируется и становится институтом государства.
Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие. Долгосрочные неблагоприятные тенденции общественного развития, углубление экономического кризиса, рост нищеты и безработицы привели к тому, что семья как институт общества расстраивается.
Во-первых, в современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, возрастает роль личностной свободы каждого из членов семьи и происходит переход от закрытой к открытой системе формирования браков. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих разрывается связь между поколениями по линии родства, и девальвируются ценности «семейного очага».
Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и подчинение в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Наряду с традиционными формами появляются новые типы семьи.
Современные типы семейных структур выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
Моногамное супружество-это брак одного мужчины с одной женщиной.
Экзогамные браки-где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца и матери. В связи с этим различают социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство «genitor», и, соответственно, материнство. Отсюда на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинейных и матрилинейных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Из общей массы семей по статистическим данным 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8—патриархального типа. Где нет четко выраженного семейного главенства, и где господствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. По данным социологических исследований, таких семей у нас насчитывается примерно 60—80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах.
По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. По социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. В настоящее время молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или родителей жены состоялось по причине следования традициям. Нелокальные семьи—имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.
Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей с детьми, или без детей. Нуклеарные семьи могут быть большими и малыми. Большие—это многодетные семьи (наличие 3-х детей и более) и малодетные (1—2 ребенка в семье). Таких семей 2/3 в структуре населения Российской Федерации.
Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таким образом, другим типом брачно-семейных отношений, наиболее часто встречающимся в нашем обществе, являются неполные семьи, а именно, семьи с одним родителем и детьми. Таких семей, по статистическим данным, насчитывается около 12% от общего числа семей. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).
Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества семей).
Существует также типология семей по такому критерию, как наличие или отсутствие детей и их число. Здесь выделяют малодетные семьи (семьи с одним ребенком), среднедетные (семьи с двумя детьми) и многодетные (семьи, в которых трое и более детей). Более половины семей в России имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Остальные либо никогда не имели детей, либо уже успели их вырастить, либо не обзавелись ими. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности—1,1, среднее число детей в семье, их имеющей,—1,6. Это невысокий показатель, учитывая, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы каждая женщина без учета ее семейного положения произвела на свет в среднем не менее 2,2 ребенка.
Семьи разделяют еще и по особым условиям семейной жизни. На этой основе выделяют, в частности, студенческие и дистантные семьи, последних в нашей стране насчитывается около 4%. Это, например, семьи моряков, артистов и спортсменов.
В зависимости от семейного уклада, направленности личности супругов и их ценностных ориентации семьи могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить следующие: семьи с ориентацией супругов на здоровье и воспитание детей, семьи с преобладанием чуткости и доверительности отношений—их часто обозначают как «семья-отдушина» и семьи, успешно сочетающие в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы. Последний тип семьи часто называют «бикарьерной», подчеркивая направленность супругов на «достигаемый статус» и карьеру в избранной профессии.
Возможны и другие варианты типологии семей. Например, по специфическим проблемам выделяют семьи алкоголиков, наркоманов, преступников, больных СПИДом, страдающих психическими заболеваниями, а также семьи, имеющие в своем составе инвалидов.
Наибольшее распространение в последнее время получила классификация семей по критерию социального риска. Под семьями социального риска принято понимать семьи, социальное функционирование которых затруднено по объективным или субъективным причинам. Согласно этой типологии различают семьи: одиноких матерей: военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами и имеющие в своем составе инвалидов; семьи, взявшие детей под опеку и попечительство; многодетные; малообеспеченные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; студенческие семьи с детьми; безработные семьи с несовершеннолетними детьми; девиантные семьи.
Современная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных отклонений от сложившихся образцов.
В настоящее время семья является предметом исследования многих общественных наук.
Семья в социуме—сложный феномен. С одной стороны, это социальный институт, с другой—малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность.
Современная традиционная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных форм отклонений от сложившихся образов и образцов. Нарастает плюрализация моделей нуклеарных семей. Все большее число мужчин и женщин уклоняется от семейного образа жизни. В семейно-брачных отношениях меняются ценности и ориентации, складываются разные типы и формы семей-патриархальные, дето-центрические, супружеские, фостерные.
Семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фундаментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества.
По утверждению ученых, человечество прошло пять форм семьи последовательными этапами, а современная многогамная семья является последней-пятой формой этой эволюции.
Семье свойственна разнотипная структура, которая определяется устойчивыми внутрисемейными связями и отношениями. Информацию о структуре семьи получают только по данным переписей населения.
В настоящее время российская семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состоянии, а молодая семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи.
Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека
Семья— первичная ячейка общества, живущая по законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности.
Выдающийся социолог П. А. Сорокин считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных народов, с точки зрения воспитательного механизма он выделил три основных типа семьи:
1) семья патриархальная, воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуальность, личную инициативу, требует «не высовываться», жить как все, «как положено»; действовать, мыслить, веровать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на «общину», на «мир», на «коммуну». Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламентирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме;
2) семья ложноиндивидуалистическая.Всем своим укладом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспитание здесь ведется применительно к официальным программам. Главное — выдержать официальный экзамен, получить диплом и «тихо и плавно качаться» в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициатива, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициативные — «бумажные формалисты», как их характеризует П. А. Сорокин.
Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, — неустойчивое, бюрократическое, с централизацией, обширным объемом вмешательства власти, с разбухшим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит;
3) семья индивидуалистическая. Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от исполнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сорокина, народы, имеющие подобный тип семьи, — «победители других народов». Данный тип семьи представлен в англосаксонских и скандинавских странах.
Русская семья, полагает ученый, занимает среднюю линию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как «общинники», члены «мира», обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициативе не давалось простора. Эти выводы Питирима Сорокина сделаны им в 1923 г., но, как мы постоянно убеждаемся, с тех пор мало что изменилось, хотя определенная динамика движения в сторону семьи индивидуалистического типа все-таки прослеживается.
Следует выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи.
Во-первых, идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный, поскольку данная тенденция обеспечивает укрепление молодой семьи как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радостями и бедами. Однако в первое время молодая семья испытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.
Во-вторых, происходит уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость родителей; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая нагрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.
В-третьих, увеличивается количество разводов. Нужно иметь в виду, что развод — это не всегда плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Наибольшее количество разводов (до 95%) приходится на долю супружеских пар первого года совместной жизни. Это объясняется неподготовленностью супругов к семейной жизни, неустроенностью быта молодой семьи.
В-четвертых, наблюдается увеличение количества семей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников — старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.
Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей.
На характер семейного воспитания существенное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. Семейные взаимоотношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на несколько видов:
1) социально-биологические отношения — они охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи;
2) хозяйственно-экономические отношения, образующие материальную основу быта семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому.
Указанные отношения часто называют «базисными», все остальные виды семейных отношений составляют своеобразную «надстройку». Это отношения:
—юридические, характеризующие правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов; отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления;
— нравственные, охватывающие вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, нравственных ценностей семьи, нравственного воспитания, создающие фундаментальную основу развития ребенка как человека и гражданина;
— психологические, представляющие собой сферу психического склада членов семьи и реализующие моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности;
— педагогические, прямо касающиеся вопросов семейной педагогики и воспитательных функций семьи.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить тип семьи и сделать вывод об уровне ее социальной адаптации. Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделим четыре категории семей: благополучные семьи; семьи группы риска; неблагополучные; асоциальные семьи.
Благополучные семьиуспешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья — это та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный и социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья — это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Благополучие каждой семьи — это благополучие общества в целом.
Социологи выделяют следующие слагаемые семейного счастья и благополучия: взаимопонимание между супругами; отдельная квартира, материальное благополучие; дети; уверенность в прочности брака; интересный досуг в семье; интересная работа; хорошее образование; достойное положение на работе; хорошие друзья; самостоятельность супругов.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная; малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает в них с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Асоциальные семьи — это семьи, в которых взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей обычно никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
От характера связей и общения между членами семьи, прежде всего родителями, зависят типы семейных взаимоотношений, в частности:
— диктат — доминирующая позиция одного из родителей, проявляющаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
— опека — чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, ограждение его от трудностей, избавление от лишних требований, забот и волнений;
— мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа, согласно которому дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. В таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;
— сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне. При таком взаимодействии наблюдается баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (как, впрочем, и к другим членам семьи).
Таким образом, число «содержательных» видов семейных отношений достаточно велико. Чтобы не запутаться во всех этих тесно связанных, переплетающихся друг с другом отношениях, в целях упрощенного решения психологии и педагогики семейных отношений специалисты обычно выделяют три важнейших сферы — хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы больше всего определяют бытие и существование семьи, ее стабильность и условия для воспитания детей.
Факторы влияния на характер воспитания детей в семье.
На характер воспитания ребенка в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых несет в себе особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:
а) субкультурные факторы:
— состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
— кровно-родственный фактор, определяющий своеобразие семьи (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака);
— жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
— морально-психологический климат семьи;
б) факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей:
— собственный опыт семейного воспитания;
— педагогическая культура родителей;
— готовность и способность родителей к воспитанию детей;
— уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
— авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
— родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношениях с ребенком;
— отношение родителей к воспитанию ребенка;
в) факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
— уход за ребенком, его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, формировании навыков самообслуживания;
— преобладающий тип семейного воспитания;
— умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
— создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
— динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов;
— приобщение к труду, самообслуживанию;
— умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, использовать полученную информацию в процессе воспитания;
— типичные ошибки семейного воспитания;
г)«детский» фактор:
— своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
— особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; меньшая или большая разница в возрасте; многодетная; дети от разных браков и др.).
Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — часть общественного воспитания, весьма существенная и уникальная. Уникальность ее:
- во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем,
- во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.
Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Таким образом, семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Мир изменяется, и педагогика должна успевать за этими изменениями. Вечными остаются конфликты между поколениями, но новыми должны быть пути их разрешения. Подсказать их родителям обязан педагог, глубоко понимающий скрытые пружины семейных драм.
Отношения родителей, педагогов и детей - сложная проблема Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, в трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с годами складываются в типичные варианты независимо от того осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений и возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. В педагогическом смысле это означает мировоззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение. Природную основу его составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Сколько семей, столько и особенностей воспитания. Но, несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой- порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая «трещинка» в этих душевных связях; наиболее частые ее причины:
а) некоторые расхождения между характером требований и личным поведением;
б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.
Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом развития детей. А они уже школьники, уже имеют свое мнение, уже не соглашаются. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть глубже.
3. Материально-ориентированные семьи. Здесь главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически и во всем видеть выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.