Семьеведение—это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Семьеведение—это учение о жизнедеятельности семьи в раз­личных циклах ее развития и на различных уровнях ее орга­низации.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направ­лен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Наличие двух основных видов свя­зей семьи (внутренних и внешних), двух ее подсистем (соци­альная группа и социальный институт), различных этапов, типов и функциональных особенностей развития составляет комплекс системных свойств семьи.

Предметную область науки образуют стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. По справедли­вому замечанию известного российского социолога В. А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс позна­ния. Поэтому со временем, в понимании предмета того или иного научного знания вносятся соответствующие коррек­тивы. Лишь с учетом современного состояния научного зна­ния о семье можно вполне определенно говорить о предмете семьеведения как науки и учебной дисциплины. В общем плане предметом семьеведения является сложная совокупность вну­тренних и внешних связей, механизмов их взаимодействия. При этом необходимо дать и более развернутое определение предмета семьеведения. Им является сфера межличностных отношений в семье, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему норм, ценностей, традиций и сложив­шихся образцов поведения.

Семьеведение как наука нацелена на постижение сущности семьи. Как учебная дисциплина она является одной из базовых специальных дисциплин программы подготовки специа­листа по осуществлению взаимодействия образовательных учреждений и семьи.

Цель освоения дисциплины: психолого-педагогическая подготовка студентов к работе с семьей младшего школьника.

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

– познакомить студентов с проблемой и концепцией сотрудничества школы и семьи в развитии младшего школьника;

– рассмотреть педагогические функции учителя и семьи в развитии младшего школьника;

– охарактеризовать взаимодействие начальной школы и семьи как социально-педагогическое явление;

– стимулировать студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Дисциплина входит в дисциплины по выбору профессионального цикла модуль «Культурно-просветительская деятельность» и содержательно связана с дисциплинами «Педагогика», «Психология, «Философия», «Социальная педагогика», «Социология».

Процесс изучения дисциплины «Семьеведение» направлен на достижение следующих результатов.

1. Организация работы по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся. Эта работа направлена на изучение теории обучения и воспитания, семейной педагогики, особенностей работы с семьей детей младшего школьного возраста. Также будущим педагогам необходимо научиться планировать работу с семьей, взаимодействовать с организациями по работе с семьей и детьми, владеть навыками работы с семьей по организации учебной деятельности

2.Будущий специалист обоснованно выбирает методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы, влияющие на младших школьников и семьи учащихся (знает и владеет методикой отбора методов и средств для воспитания школьников). Анализирует учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания младшего школьника.

3. Устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с младшими школьниками; знает способы и владеет методиками по организации целесообразных взаимоотношений между семьей, школой и общественными организациями.

Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук

Методологической базой семьеведения является теория о свободе, равенстве и достоинстве. Идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, рав­ных возможностей для развития личности, приоритет инте­ресов ребенка.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной харак­тер и осуществляется на междисциплинарной основе с исполь­зованием различных отраслей человеческого знания.

Теоретический и практический интерес к проблеме семьи будет существовать до тех пор, пока существует человеческое сообщество. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Семья является предметом исследования многих обществен­ных наук, таких как философия, история, этнография, социо­логия, демография, психология и семьеведение. Каждая из этих наук стремится дать свое определение семьи и поэтому выра­батывает свои подходы к изучению данной проблемы.

Социология и философия рассматривают семью с точки зрения ее места в обществе, сущности и значении ее социальных функ­ций. Крупным специалистом по проблемам социологии семьи, профессором МГУ Антоновым А.И. в основу определения семьи положен принцип триединого отношения супружества- родительства - родства. В его работах семья рассматривалась как «основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства-супружества-родства, приводящим в соответствие удовлетворение личных потребностей и выполнение социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей».

Психология при изучении семьи как социально-психологиче­ской группы, акцент делает на межличностных отношениях ее членов, на их взаимодействиях в различных социальных и семей­ных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как малой группы. При этом семья тракту­ется как соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

В демографических исследованияхсемья рассматривается как группа совместно проживающих лиц, объединенных род­ством и общим бюджетом. Именно такое определение принято Госкомстатом России на основе рекомендаций ООН и применяется при переписи населения.

Экономика изучает потребительские аспекты семьи и ее уча­стие в производстве материальных благ и услуг.

Этнография- особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками.

Демография рассматривает роль семьи в процессе воспро­изводства населения.

Педагогика - воспитательные возможности семьи.

В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обя­занностями по отношению друг к другу. Семью определяют как социальный институт, в рамках которого осуществляется основная повседневная жизнь людей: сексуальные отноше­ния, деторождение и первичная социализация детей, значи­тельная часть бытового ухода, образовательного и медицин­ского обслуживания.

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и жен­щины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства.

Тем самым, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедея­тельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе.

Семья представляет собой сложное социальное образова­ние и потому, многозначное: с одной стороны, понятие соци­ального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими соци­альными институтами и ссоциальными процессами изме­нения, развития, модернизации; с другой стороны, понима­ние семьи как малой социальной группы сосредоточено на закономерностях становления, функционирования и раз­вития семьи как автономной целостности. Отсюда ее зави­симость от общественного строя существующих экономи­ческих, политических, религиозных отношений и одновре­менно относительная самостоятельность. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетаю­щем в себе черты социального института и малой группы.

История развития общественной мысли о семье

Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право», поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положе­нии мужчины и женщины. Изыскания Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как неизменный, раз и навсегда установленный божественным промыслом союз. Главное произведение Моргана «Древнее общество» появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье. Наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, он создал целую новую отрасль социологии-науку о семье.

Совершенно независимо от Бахофена занимается пред­ысторией семьи английский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Леннан, главное сочинение которого «Первобытный брак» появилось в 1865 г. Мак-Леннан изучал ранние ступени брака на основании точных этнографических факторов из древнего быта греков, кельтов, германцев. Исследования Мак-Леннана подтверждали открытия Бахофена о первоначальном материн­ском праве.

Вслед за тем выступил Льюис Генри Морган с новым и во многих отношениях решающим материалом. Главное произве­дение Моргана «Древнее общество» появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье.

Особое место в его работах занимает концепция моноге­низма-единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. Учение Моргана опровергало дог­маты теологической антропологии о божественном происхож­дении семьи, единобрачии как единственно возможной и неиз­менной форме семейных отношений. Морган впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отно­шений—от группового брака до моногамии.

Прошло более ста лет со времени великих открытий Моргана, а идейный спор о происхождении семьи длится до сих пор. Вопрос об исторических формах брака не является отвлечен­ной, чисто теоретической проблемой. Отношение к нему-своеобразный водораздел между научными и клерикальными пред­ставлениями, концепциями происхождения семьи.

Древнейший мир давно исчез, а церковь до сих пор придает ана­феме тех, кто не признает библейские предания о происхождении рода человеческого. Между тем ясно, что легенда об Адаме и Еве отражает определенный этап в истории семьи- складывание патриархальных отношений с выраженной подчиненностью жен­щины главе семьи- мужчине. Науке уже в XIX в. стало известно, что Библия уходит своими корнями к месопотамским и шумер­ским мифам и легендам. История семьи до работ Л. Моргана полностью находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную семью, подробно изображенную в Библии, без­оговорочно считали самой древней и неизменной формой брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности. Церковь всегда утверждала, что семьяосвещенный Богом союз мужчины и женщины, который не переживал никакого исторического развития.

Исходным моментом социологического изучения семьи явля­ется исторический метод, предложенный Л. Морганом, так как семейные отношения с самого начала человеческой истории были включены в ход исторического развития.

Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное обще­человеческое явление. По его мнению, общество образуется из совокупности семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства.

Семья-это союз, основанный на инстинктах, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.

Важнейшая функция семьи- передача традиций, кото­рая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера, - за его спиной целая цепочка жизни его предков. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную соли­дарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и уча­ствовать в общественной кооперации труда. Семья подчиня­ется неустранимому закону социальной иерархии и суборди­нации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а млад­ший- старшему.

Семья органически связана со всеми сферами социальной жизни. Семья-основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена и преемственность поколений. При нормаль­ном развитии общества одни поколения передают другим нако­пленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духов­ным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нор­мальное прогрессивное развитие человека.

Таким образом, семья, несущая функции передачи тради­ций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший социальный механизм прогресса.

Эмиль Дюркгейм, продолжая контовские идеи позитивист­ского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок. Семья устойчивое, основательное явле­ние, подчиненное объективным законам бытия. Семья-форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду.

Социальная реальность всегда первична по отношению к индивидуальной реальности.

Тема социальной солидарности- главная в социологической теории Дюркгейма. Без солидарности общество и его инсти­туты теряют устойчивость. Социальные институты, включая семью, соответствуют определенным потребностям и обла­дают такой же высокой прочностью и устойчивостью, как сама природа. Нарушение общественной солидарности происходит в условиях кризиса социальной системы. Э. Дюркгейм ввел в социологию понятие аномии. Состояние аномии наступает в обществе, когда резко прерывается традиционный ход раз­вития, быстро разрушаются старые ценности, а новые еще не возникли, не утвердились. Создается общественный вакуум, социальная воронка, исчезает социальная солидарность.

Аномия-чрезвычайно опасная для общества ситуация, она грозит разрушением целостности. Аномия несет грозную опас­ность для семьи. В состояние аномии общество ввергает поли­тические революции. Вывести общество из состояния аномии может только сохранение основных нравственных начал обще­ственной жизни.

Знаменитый представитель классического направления соци­ологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи.

Основная идея социальной философии Вебера-рационали­зация социальной жизни—предполагает возможность оптими­зации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семей­ных отношений. Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожида­ний других людей.

Таким образом, начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, класси­ческая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям. Контовская социология рассматривала семью как уни­версальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи -обеспе­чение преемственности поколений.

Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок.

Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарно­сти и грозит нарушением целостности института семьи.

Методология Вебера, определившая типы социального дей­ствия, серьезно углубила представления о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделе­нии труда.

Что касается исследования семейных отношений в России, то они стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец Х1Х – начале ХХ столетия. Именно в это время велись поиски новых способов воспитания детей в семье. Вместе с этим изыскивались пути соединения семейных форм воспитания с общественными. Домашнее воспитание обновлялось и совершенствовалось по мере успехов просвещения, культуры, экономики народа, а также по мере внедрения в жизнь новых форм первоначального воспитания, в частности общественных дошкольных учреждений.

Теория и опыт семейного воспитания обретали новые активные способы воздействия на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения родительской общественности. Семья и школа пришли к признанию необходимости сотрудничества в деле воспитания и преодоления разногласий.

После 1917 года и до 90-х годов наша страна пережила величайший в мире эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком. Общественно0государственные формы воспитания заняли господствующее положение: семья жила по законам социалистического государства. Коллективные отношения определили строй семьи и семейного воспитания.

Сначала социалистическое воспитание отвергло многое, если не все, что было накоплено дореволюционной педагогикой в области воспитания детей в семье. СО временем, особенно после Великой Отечественной войны, произошла переоценка дореволюционного педагогического наследия. Было восстановлено значение трудов К.Д. Ушинского в истории русской педагогической мысли, а потом и многих других педагогов прошлого, в частности П.Ф. Каптерева. Их опыт и теория приобрели достойное место в науке о семейном воспитании.

Более того, фундаментом возрожденной теории о воспитании детей в семье стали преимущественно труды отечественных педагогов конца Х1Х – начале ХХ в. П.Ф. Каптерев назвал эту область педагогической мысли «новооткрытой областью научной педагогики». В этом становлении теории семейного воспитания самому П.Ф. Каптереву принадлежит едва ли не решающая роль в России. Он же является и первым историком предмета. Счастливое сочетание теоретика, историка и знатока детской и общей психологии делает фигуру П.Ф. Каптерева сомой заметной в отечественной педагогике семейного воспитания. («Родители и дети», «Задачи и основы семейного воспитания», «Об общественно нравственном развитии и воспитании детей»).

Большое значение имеет капитальный труд М.М. Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования». В этом уникальном по замыслу и грандиозном по объему труде была дана характеристика целей воспитания. Ни до, ни после этого не было попыток в одной работе охватить непрерывность воспитания с рождения и до зрелости (все стороны воспитания – физическую, нравственную, умственную в условиях семейного и общественного воспитания. И возможно полное и многостороннее развитие ребенка есть общая цель воспитания. В 1870 г. В Петербурге вышла первая ее книга «О воспитании детей в первые годы жизни». Они касаются развития и воспитания у детей различных чувств, их роли в нравственно- волевом становлении личности, развитии ее психики. Строгая научная логика доктора медицины М.М. Манасеиной ставит твердые пределы для спорщиков.

Еще более научно жесткие рамки ставит В.М. Бехтерев, когда обсуждает самые основные проблемы первоначального воспитания, опираясь на данные объективной психологии.

А.Н.Острогорский- педагог, писатель. Область нравственного воспитания детей, по его мнению, является наиболее жизненной стороной воспитания. Он защищает права личности ребенка, предупреждает, что в каждую данную минуту от него можно требовать только то, что он может. В работе «Семейные отношения и их воспитательное значение он использует жизнеописания русских писателей, поэтов, ученых при освещении вопросов взаимоотношений родителей и детей, семейного склада, чтобы доказать, каковы семейные отношения, таковы и дети.

Источниками исследования служили древнерусские лето­писи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделя­лось изучению семейного кодекса «Домостроя»- литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

Анализ источников позволяет проследить динамику раз­вития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная норма­тивная модель семьи, включающая членов семьи с опреде­ленным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала роди­телей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирова­ния—подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родите­лей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответ­ственность мужчины за внешнее, природное, социальное окру­жение, женщина же была больше включена во внутреннее про­странство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого, Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин-мужа, отца-была огра­ничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользо­валась «большуха»-жена отца или старшего сына, как пра­вило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обя­заны были подчиняться все- и женщины, и младшие муж­чины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII—XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему под­чиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осозна­ние каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно зани­мала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоде­лием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предостав­лены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и гроз­ную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны»-написано в «Домострое». Главные обя­занности детей-абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминиро­вали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т. е. действовать в соот­ветствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям по «Домострою» относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значи­мых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения-основная черта националь­ного характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополу­чие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т. е. существовало два мира-для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по пря­мой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно вла­дели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советни­ца-старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII—XIV вв. Положение осталь­ных женщин было и вовсе незавидным-они были практиче­ски бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX—XX вв, исследователями был зафиксиро­ван кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была поте­ряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родо­вого строя и полигамии. Люди находились под сильным вли­янием шаманов.

В настоящее время проблемам супружества-родительства-родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалева, А. С, Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отра­жает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный инсти­тут устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановле­нии прежних ценностей, изучении новых тенденций и про­цессов, а также в организации практической подготовки моло­дежи к семейной жизни.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семей­ные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений — статусно-ролевые различия, психологическая дис­танция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Семья как социальный институт имеет свои тенденции раз­вития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачностъ, сексуаль­ность, прокреация (рождение, появление на свет)-уже не счи­тается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т. д.).

Многие современные женщины не воспринимают материн­ство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей счи­тает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно 36 и 29%). Появилась социокультурная нормативная система—прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необя­зательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не анома­лия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отно­шений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайно­сти, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой вза­имосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип—синергетический—по­зволяет рассматривать динамику семейных отношений с пози­ций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная пси­хотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, инте­грирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономер­ности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ.

Семья – является объектом исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи.

1. Социология

2. Социальная антропология (этнография)

3. Семейное право

4. Соц. психология

5. Соц. экология

6. Экономика

7. Соц. педагогика и др.