Вольво» – безопасность прежде всего

 

Высокая безопасность легковых автомобилей «Вольво» общеизвестна. Это же заявление можно смело применить и к грузовым автомобилям, выпускаемым этой фирмой.

20 февраля 1928 года с конвейера шведского завода «Вольво» в Гетеборге сошел первый грузовик. Первенец никак не ассоциируется с нынешним имиджем могучих шведских машин. Слабый мотор мощностью всего 28 л.с. едва разгонял трехтонный грузовик до 50 км/ч. Грузоподъемность первого автомобиля не превышала полутора тонн.

Основатели компании «Вольво», Ассар Габриельсон и Густав Ларсон с первых дней работы провозгласили: «Автомобиль создается для человека. Основным принципом конструирования автомобилей должна стать безопасность». Это было более 70 лет назад, но на «Вольво» до сих пор свято чтят традиции фирмы.

Рассказывая о «Вольво» нельзя не вспомнить другого пионера шведского автомобилестроения, Геста Нырстрема. В конце 30-х годов он основал фирму, поставлявшую компании «Вольво» кабины грузовиков (в 1964 г. фирмы объединились). Проповедуя идею «максимально безопасного грузовика», Нырстрем впервые в мире создал полностью стальную кабину, а в 1959 г. первым провел испытания кабины на удар. Именно тогда были заложены основы шведских стандартов безопасности грузовиков – самых жестких в мире.

Огромную роль в разработке концепции безопасного грузовика сыграла созданная в 1970 г. постоянно действующая «Комиссия по исследованию аварий». Через некоторое время на ее основе возник научно-исследовательский отдел, изучающий последствия дорожно-транспортных происшествий с грузовиками «Вольво» на территории Европы. Разбитые машины выкупались и доставлялись в лаборатории отдела. Итоги исследований были обобщены в «списке обязательных требований по безопасности к разрабатываемым конструкциям». Модель 1977 г. «F10/F12» уже полностью им соответствовала. Кабины, лишенные острых кромок и углов как снаружи, так и внутри, уверенно прошли суровые испытания на прочность. Усиленная передняя секция в области коленей водителя и пассажира, усилители в дверях, энергопоглощающая панель приборов, негорючая обивка, низкое расположение бампера – вот секрет успеха грузовых автомобилей «Вольво».

12 февраля 1962 года с конвейера завода шведской компании «Вольво» сошел 100 тысячный автомобиль.

В 1979 году кабины автомобилей «Вольво» начали оснащаться трехточечными ремнями безопасности с системой электронной задержки, а рулевое колесо стало крепиться на энергопоглащающей колонке. В 1985 году для грузовиков серии «FL» были разработаны более совершенные тормоза и в списке дополнительного оборудования, устанавливаемого по желанию заказчика, появилась антиблокировочная система (АБС).

В 1994 году фирмой «Вольво» была представлена экспериментальная система безопасности с воздушными подушками. Через год она дополнила перечень заказного оборудования.

Но самые совершенные на данный момент грузовики «Вольво» – это машины серии «FH» (1993г.). Кабины стали не только безопаснее, но и на 30% легче. Новые, с множеством регулировок, сиденья, регулируемое рулевое колесо, новая, эргономически более совершенная панель приборов, круиз-контроль (система поддержания заданной скорости), мощный моторный тормоз-замедлитель, АБС, усилитель рулевого управления с прогрессивной характеристикой, новая подвеска кабины на пневмобаллонах – все эти устройства устанавливаются на грузовики «Вольво» серии «FH».

В Гетеборге досконально изучаются разбитые машины, доставляемые в лаборатории «Вольво» из разных стран мира. Теперь этим занимаются и в США, где фирма открыла свой исследовательский филиал. По данным экспертов, воздушные подушки в сочетании с ремнями безопасности сокращают число смертельных исходов при лобовом ударе на 60%. Нижние брусья под передним бампером могут спасти жизнь пассажирам столкнувшейся с грузовиком легковушки – это происходит, как утверждают специалисты, в 20 случаях из 100. А ведь только в Европе ежегодно регистрируется 4 тысячи таких столкновений.

С 1996 года все грузовики «Вольво» начали оснащаться передним противоподкатным брусом для смягчения тяжелых последствий фронтальных столкновений с легковыми автомобилями. Применение системы, следящей за безопасностью дистанции между грузовиками автопоезда, станет следующим звеном в бесконечной цепочке мер по повышению безопасности грузовиков «Вольво».

В последние годы грузовики с символикой «Вольво» встречаются на дорогах так же часто, как и их легковые собратья.

В 1999 году на рынке коммерческих грузовых автомобилей был представлен новый автомобиль «Вольво FM», который сразу привлек к себе внимание потенциальных покупателей. Для справки можно отметить, что в 1998 году компания «Вольво», по праву занимающая одно из первых мест в Европе среди большегрузных грузовиков, продала в Болгарию, Югославию и Румынию 800 машин. Именно эти страны и являются главными покупателями «Вольво», борющейся не только за рынки сбыта, но и за расширение своего производства: недаром компания переносит свое сборочное производство из города Ирвайн в Шотландии на заводы компании в Швеции и Бельгии. Маневр, предпринятый руководством фирмы, не случаен. Освободившиеся в Шотландии площади наверняка будут использованы для нового модернизированного производства.

Последний год ХХ века компания «Вольво» отметила крупным приобретением. Деньги, полученные компанией от продажи отделения легковых автомобилей «Форду», были потрачены на приобретение фирмы специализирующейся на выпуске грузовых автомобилей – «Скани». После этого шведская фирма стала второй после «Даймлера-Крайслера» по выпуску грузовых автомобилей и автобусов в мире.

6 августа 1999 года руководство «Вольво» сообщила о том, что она приобрела за 7,4 миллиона долларов 49% акций фирмы «Скания» и в итоге стала обладательницей приблизительно 70% акций этой компании. Таким образом, можно говорить как о состоявшемся факте, о том, что «Скания» принадлежит «Вольво».

Как сообщают представители «Вольво», «Скания» станет особым отделением в составе фирмы и сохранит при этом торговую марку и собственную рыночную сеть. По словам президента «Вольво» Лейфа Йохансена, «Вольво» и «Скания» станут «соперничающими партнерами».

По сравнению с машинами 1970 года, нынешние грузовики расходуют топлива на 30% меньше. Грузовые автомобили, которые сходят сегодня с конвейеров ведущих мировых производителей, намного эффективнее своих предшественников. Современный автопоезд с полной массой 40 тонн расходует всего 30 литров топлива на 100 километров. Подобная экономичность позволяет сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Грузовики «Скании»

 

Объединение двух фирм Швеции – «Скании» и «Вольво» это вероятно один из тех немногих случаев в истории автомобилестроения, когда проигравших нет. За подобное соединение выступала и «Скания», ей очень льстит тот факт, что вступить в союз с нею стремится фирма, ежегодно увеличивающая объем продаж своих автомобилей не менее чем на 20%. Но и сама «Скания» занимает второе место по продаже грузовых автомобилей в Западной Европе.

Начиналась «Скания» с производства четырехцилиндровых двигателей, которые устанавливались на первые шведские автомобили. Конструктором этого двигателя был Густаф Эриксон, который работал на фабрике «Вабис», производящей вагоны. В 1911 году произошло слияние фирм «Вабис» и «Скания», выпускавшей в то время автомобили по английской лицензии. После объединения новое детище стало называться «Скания-Вабис», а производство первых грузовиков под торговой маркой началось в Мальме, где были выпущены и первые автобусы.

1 сентября 1993 года состоялся дебют одного из самых безопасных грузовых автомобилей в мире – «Вольво FH». На разработку и испытания серии компания в общей сложности потратила восемь лет и 7 миллиардов шведских крон. Через полгода «Вольво FH» получил титул «Грузовик года», а уже в марте 1994 года из ворот завода вышел 10-тысячный экземпляр, а в феврале 1998 года – 100-тысячный.

В 1924 году увидел свет трехосный грузовой автомобиль. Во второй половине 20-х годов руководство фирмы приняло решение начать производство более легких машин, однако эти автомобили остались незамеченными не только на мировом рынке, но и в самой Швеции, поэтому было решено вновь вернуться к производству большегрузов.

В середине 30-х годов «Скания» выпускала в основном автобусы, количество их было не так уж и велико (500 шт. в год), поэтому все они оставались на родине и на экспорт практически не отгружались.

В 1936 году конструкторы компании самостоятельно разработали свой первый дизельный двигатель, который позже стали устанавливать на автомобилях повышенной проходимости. Именно такие машины «Скания» стала выпускать в годы Второй мировой войны.

Послевоенный период оказался для компании не очень удачным: производство грузовиков было приостановлено, и на смену ему пришла торговля автомобилями немецких фирм («Фольксваген», «Ауди»). Однако, несмотря на все трудности, работа над новыми дизельными двигателями не прекращалась, и это принесло свои плоды: американская компания «МАК» купила лицензию на изготовление шведских двигателей.

Каждый новый год вносит свои коррективы в конструкцию того или иного автомобиля. Благодаря этим нововведениям у нас появляется возможность видеть на дорогах все новые и новые модели.

В 1946 году был усовершенствован гидроусилитель тормозов. Каждый год конструкторы фирмы вносили в свои модели все новые и новые механические разработки.

А 1964 году в городе Зволле (Голландия) был открыт цех по сборке «Сканий», среди которых была и «Скания L76 Супер».

В 1968 году произошло объединение «Скании» с концерном СААБ, и просуществовал этот союз до 1993 года.

В 70-е годы концерн открыл филиалы своих заводов в Аргентине и Перу, расширилась сеть заводов «Скании» и в самой Швеции. Во второй половине 70-х выпуск автомобилей составлял до 20 тысяч в год, а иногда и превышал эту цифру.

В 80-е годы шведы вышли на мировой рынок с новым семейством автомобилей, особенностью которых были двигатели в 420 л. с. и новые агрегаты, являющиеся детищем конструкторских бюро «Скании».

В 1987 году состоялась еще одна «премьера». На этот раз это была «Скания» 3-й серии, оснащенная V-образным восьмицилиндровым двигателем, мощность которого составляла 470 л.с. Благодаря всем этим достоинствам грузовик получил престижный титул «Автомобиль 1989 года».

90-е годы тоже внесли свои коррективы в конструкцию «Скани». В настоящее время концерн выпускает автомобиль 4-й серии, особенностью которого является оригинальная кабина с выдвинутым вперед носом.

Знаете ли вы, что 24 современных грузовых автомобиля создают меньше шума, чем один грузовик начала 70-х годов? Использование специальных шумоизоляционных материалов, наряду с постоянным ужесточением норм, касающихся шума, создаваемого грузовыми автомобилями в процессе работы, дало свои результаты. Каждый новый грузовик оказывается более тихим, чем его предшественник, дебютировавший несколькими годами ранее.