Диалектический Закон диалектического противоречия (краткое название) или „Закон единства и борьбы противоположностей”также трактуется по-разному.

Скачки могут быть в форме: резонанса, лавины, генезиса, революции.

Скачки - это разрывы в непрерывном накоплении или движении, разрывы в плавном ходе эволюции (поэтому и не могут до конца понять появление людей). Эволюция - это постепенное накапливание изменений в рамках старого качества. Хотя элементы или свойства нового качества, его черты уже появляются в старом качестве как единичные явления, как аномалии или случайные факторы, но они еще не играют существенной роли. Революция - это собственно скачок, переход в новое состояние. Поэтому процесс развития идет через постоянную смену эволюционных стадий развития революционными во всех формах и сферах бытия.

Вывод 6. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает как накапливаясь постепенно элементы нового нарушают меру целостности (качество) и вызывают переход к новому качеству как к особенному или доминирующему через диалектический скачок. Метафизики не все отрицают скачки. Некоторые их признают, но последние, также как и релятивисты не видят преемственности, связи нового со старым, а вернее сохранения старого в рамках нового ( овощи отваренные в борще, остаются со своими вкусовыми и химическими качествами, хотя меняется их вкус и статус: от целого прежнего своего состояния они становятся частью нового целого).

Диалектика прерывности и непрерывности, целостности и структурности, единства и противоречивости всего сущего, - тема философских споров, частично решается Законом взаимопревращения, но этот закон не может объяснить:

Откуда берется новое в рамках старого и что нарушает баланс, приводит к скачку? На эти вопросы отвечает другой закон Диалектики.

ЛЕКЦИЯ 7

Метафизики абсолютизируют единство противоположностей, релятивисты - борьбу (франкфрутская школа неомарксизма). Видимо истина по середине, но давайте сначала поймем, а что можно называть противоположностями и когда между противоположностями созревает противоречие ( естественным путем).

Закон противоречия или исключенного третьего вывел Аристотель в формальной логике. А не тождественно не А, они исключают друг друга и не имеют ничего общего, не совместимы. В диалектической логике (а также в релятивистской физике) противоположности взаимно предполагают и обсулавливают друг друга, друг без друга не существуют ( др. Китайская философия ДАО- инь и янь, др. Индийская философия – левое/правое, мужское/женское и т.д.).В диалектике Гегеля и Маркса, Закон противоречия - ядро, главный закон, объясняющий причину развития, вернее процесс саморазвития, как результат взаимодействия противоположностей (сил, свойств, тенденций), которые и составляют целостность и качественную определенность любой вещи, процесса или системы. Н.Бор говорил - противоположности не исключают, а предполагают, дополняют друг друга и ввел принцип дополнительности элементарных частиц в ядерную физику.

Весь мир и каждая вещь в отдельности существуют, только благодаря взаимодействию противоположностей. Бытие - есть единство противоположностей, которые переходят друг в друга (позитрон и электрон, день и ночь, жар и холод). Еще Гераклит писал „ в самих вещах коренится дружба и вражда”, а Гегель утверждал, что „Противоречие движет миром”, хотя в отличие от марксизма он главным считал единство противоположностей, их примирение, после разрешения конфликта, а не борьбу. (принцип подбора личностей в команду, супругов, друзей - дополняющие противоположности, а не одинаковые, сходные).

Однако, как же могут быть едиными противоположные свойства или вещи ? Ведь они отрицают , исключают друг друга.

Разберемся с понятиями „Различия” и „Противоположности”.

Каждая вещь тождественна самой себе (качество) и в тоже самое время различна (меняется).

Все предметы на уровне особенного и единичного бытия в чем-то тождественныдруг другу (имеют сходные свойства и законы – отсюда единство мира), а в чем-то различны.

Мужчины противоположны женщинам только в одном гендерном смысле (половые и ролевые различия) в остальных вопросах они не отличаются ( все мы люди, все мы человеки или как в Библии: «и создал он человека: мужчину и женщину, создал он их». Только вместе мужчина и женщина выражают сущность человека. То есть в действительности нет абсолютного тождества и абсолютного различения (это абстракции). Метафизическое мышление (рассудочное, основанное на формальной абстрактной логике) не учитывает многокачественности вещей. Для диалектического мышления тождество всегда конкретно и содержит отличия ( капля крови, два листика с дерева и пр.) И наоборот: различия существуют только в рамках (благодаря наличию) общего между ними, по которому они и сравниваются (в логике это называется основание), то есть в этом ракрусе или аспекте они тождественны, в остальных различны.

Противоположностями – называют существенные различия, имеющие общую основу или составляющие единое целое. ( южный и северный полюса, учитель-ученик). Однако, не все и не всегда противоположности вступают в противоречие.

Два друга влюблены, но одному нравятся блондинки, другому брюнетки. Вкусы их противоположны. Но возникнет ли между ними противоречие или борьба? – Нет, потому что у них нет и единства, нет общего по данному вопросу. Один архитектор проектирует жилые массивы, другой - малые формы, будут ли они противниками? Мало быть противоположными, надо еще иметь общее, общую основу, вместе составлять нечто целое ( например работать над одним проектом).

Несущественные различия также не могут быть противоположностями, напр. Электроны, находящиеся в определенной структуре металла могут иметь тождественные по массе и заряду параметры, но согласно „заряду Паули” в каждом ансамбле нет 2 –х одинаковых электронов, обладающих одинаковых набором квантовых чисел. По мере усложнения структурных уровней бытия - различия становятся более существенными. Капли крови одного индивида различаются по количеству химических элементов, но сходны по главным характеристикам (ген). Деление на биологические типы связано с понятием „фенотип” - тождество, сходство существенных признаков внешности и поведения, по которым существ зачисляют в сообщества (роды, виды), но индивидуальные различия в рамках вида весьма многообразны. Генотип - биохимическая структура тождества создающая качественную определенность и вида, и единичного его представителя, комбинируя всего лишь 4 элемента ДНК (пуриновых оснований). Их комбинации создают уникальные сочетания (причем количество комбинаций ДНК у крыс не намного меньше, чем у человека - разница такая же как у крыс с мышами – однако насколько мы их превзошли в генезисе и истории?). Ученые также пытались определять ум по объему головного мозга или числу извилин - не получилось. Видимо эти различия ( количественные) не существенны для процесса мышления или существования в природе.

Выделяют существенные различия во внешних связях и внутренние противоречия. Причем, именно внутренние противоречия и выступают источником развития. Недостаточно быть существенно различными, чтобы стать противоположностями. Напр: молочные железы и сапожная щетка, дружба и звездолет. Они должны быть сторонами единого целого (вещи, системы, процесса).Нет общей основы, нет связи – не будет и противоречия.

Противоречие -это такое отношение между противоположностями, которое вызревает в рамках тождества. Их общность выражает категория „Единство” – они составляют вместе единое целое и друг без друга не существуют (добро и зло), а несовместимость, взаимоисключение - категория «борьба».

Вывод 7. Противоположностями называют существенные различия между сторонами, элементами, функциями, стадиями единого процесса или системы или между 2 мя системами, в свою очередь составляющими единое целое (систему более высокого порядка).

Вывод 8. Противоречие возникает не сразу (рождение нового) а назревает постепенно (после медового месяца…).

В процессе созревания противоречие проходит следующие стадии: 1) различенного тождества; 2) существенных различий; 3) конфликта (формы конфликта также различны) или кризиса ; 4) разрешение противоречия. В китайском языке иероглиф «кризис»- состоит из 2-х символов: опасность и возможность.

Формы разрешения противоречия: 1.Компромисс – установление временного перемирия или баланса сил; 2.Перегруппировка (изменения в структуре, функциях, смена ролей и соотношений); 3) взаимопревращение, взаимопереход (кто был ничем, тот станет всем, угнетенные стали угнетателями, а угнетатели угнетаемыми); 4) взаимоуничтожение, аннигиляции (гибель 1 против-ти, неизбежно ведет к гибели или лишению статуса противоположности, нельзя уничтожить бедность и сделать всех богатыми (как предлагал Прудон), истребив всех волков, затем начинают истреблять зайцев); 5) Синтез или трансформация, обе противоположности становятся частями чего третьего, включающего их в себя. ( Именно так построены категории диалектики)

В некоторых учебниках представляется,что единство и борьба – это две сменяющие друг друга стадии. Тут жили мирно и дружили и вдруг начали враждовать. Точнее говорить, что единство и борьба всегда присутствуют в отношениях противоположностей на всех стадиях, но на 1-х этапах ведущей тенденцией выступаетих взаимообусловленность,а на других - борьба.Каждый раз что-то преобладает либо единство (притягивание, дополнение) либо борьба.

Рис3. Связи и противоречия делятся на внутренние и внешние.

 

п взаимопредполагают друг друга взаимооттлакивают друг друга п

р р

о о

т взаимообуславливают друг друга взаимоисключают друг друга т

и взаимодополняют друг друга борются друг с другом и

в в

о взаимосвязаны друг с другом взаимопереходят друг в друга о

п п

о о

л л

о о

ж ж

н н

о о

с с

т т

ь ь

Виды противоречий. Поскольку закон единства и борьбы противоположностей является всеобщим и его можно применять ко всем уровням и формам бытия мира и отдельным единичным объектам. То существует много классификаций (типологий) противоречий.

Противоречия делятся на (см. рис.):

· По источнику: внутренние и внешние

· По степени распространения: универсальные, всеобщие и специфические

· По глубине и роли: основные/не основные, главное противоречие в системе;

· По содержанию: сущностные, структуры, функционирования, развития

· По сфере действия (формам бытия) в неживой, живой природе, в обществе, в мышлении – последние называют специфическими противоречиями.

Специфические противоречия ( если будет время).

В неживой природе:между частицами и античастицами; между силами притяжения и силами отталкивания; между центробежными и центрол стремительными; между изменчивос-тью и устойчивостью; между прерывностью и непрерывностью ( простр.- времени).

В живой природе:симметрией и ассиметрией; гармонией и диссонансом, отмиранием и рождением, наследственностью и изменчивостью, организмом и популяцией, биогеоценозом и биосферой.

В Социальной сфере:антогонистические ( непримиримые интересы) и не антогонистические, между субъективным и объективным, материальным и идеальным, стихийными и сознательными факторами, управляемыми и неуправляемыми процессами, традицией и новаторством, индивидом и группой, групповым и общественным интересом, между соц.группами и общностями ( город/село, хозяева - работники, захватчики и побежденные и пр.)

В сфере мышления (специфика субъективных противоречий) и процесса познания. Гегель свое учение о диалектике создавал для разработки теории правильного мышления, так как формальная логика заводила мышление и познание в тупики неразрешимых диллем. Это идеалистическая диалектика, начало которой положено еще Сократом.

1. Противоречия, лежащие в основе развития науки, культуры, истории: Между стремлением человечества к полной абсолютной Истине (Красоте и пр.), к идеалу и совершенству, с одн.стор., и ограниченные возможности их достижения в каждый конкретно-исторический период свои,- с другой. Ограниченные возможности человеческого разума и органов чувств и короткий срок жизни отдельного человека и народов.

2. Противоречие между общественным и индивидуальным сознанием (опыт, степень освоения, переинтерпретации). Противоречия теории и практики общественной жизни, полярные позиции и мировоззрения борются за умы в культуре и общественном сознании и дезориентируют личность ( какое из них верное учение, кому и чему верить? Кого слушать?). Однако единомысление - тормоз развития науки и культуры.

3. Противоречия самого процесса мышления (без них мы не могли бы мыслить)

(Нарский, Горский, Ильенков).

· Антиномии ( 2 противоположных суждения и оба верные об одном объекте – атом - частица или волна?, человек существо биологическое или социальное? Они разрешаются дальнейшим ходом познания (синтезом: и то и другое). Антиномии используются как исследовательский или учебный прием.

· Противоречия между знаниями об объекте и самим объектом (т. дальнодействия и равновесия, т. Эфира, неэвклидовы геометрии).

· Противоречие между результатами познания и методами, между старым и новым знанием, также разрешатся в ходе дальнейшего познания.

· Противоречия самого процесса мышления (данные органов чувств и разума, рассудок и разум, интуиция и логика) – разрешается с помощью практики, экспериментальной проверки.

· Логические загадки, игры, парадоксы дзен-буддизма также отражают противоречия мышления.

Более подробно об этом в темах познание.

Рис.3

 

 

 

Третий диалектический закон, раскрывающий процесс развития, называется Законом диалектического отрицанияили 2-го отрицания. Хотя второе отрицание бывает не всегда. Этот закон показывает направленность развития и преемственность в развитии.

Новое всегда отрицает и противоположно старому. Это признают и метафизики, и релятивисты. Но они понимают его как „голое”, ”зряшное”, ”пустое” или „полное” отрицание. Гегель называл такое понимание отношений нового со старым «дурным отрицанием», подобно бесконечности арифметического рядя 1+1+1+1..... Нового фактически нет, оно тоже самое только в других условиях (метафизики) или новое не имеет ничего общего со старым, абсолютно исключают и несовместимы друг с другом (релятивисты и революционеры - весь мир до основанья мы разрушим.... Котлован Платонова). Из ничего ничего не построишь (если ты не Б-г). Полное тотальное отрицание (большевики, Отрицательная диалектика Адорно, культурная революция Мао и Г.Маркузе -„новые левые”, рок-революция хиппи, принцип „чей-ху „ или субъективная диалектика Ким Ир Сена).

В отличие от них, диалектика понимает отрицание новым старого, как неполное отрицание, отрицание с сохранением в себе старого, но в измененном, преобразованном,

„в снятом виде”. Отсюда преемственность старого и нового, сохранение старых качеств в рамках нового, традиции, устойчивость бытия систем, а отрицание - необходимо, без него не было бы развития, если бы старое качество сохранялось в прежнем виде, новое не появилось бы. Новое отрицает старое не до конца, не полностью его уничтожая, а перестраивает в новое, вбирает в себя (модернизм/пост модернизм, рок-культура, квантовая физика). Сохранение в процессе отрицания фиксируется диалектической категорией „СНЯТИЕ” ИЛИ „СИНТЕЗ”. Преобразование старого и есть новое. Старое можно найти в новом в преобразованном виде (стройматериал в готовом здании), оно там ”скрыто” новыми формами. Примеров можно найти множество из истории архитектуры или искусства (классицизм).

Поэтому закон диалектического отрицания объясняет развитие как раскрытие потенциальных скрытых возможностей и переход (скачок) от старого качества к новому (1 закон), ведь новое –это преобразованное старое. Новое содержалось в старом как возможность, а старое сохраняется в новом как действительность, как след прошлого и одновременно как новая возможность (2-ое отрицание).

Закон диалектического отрицания имеет всеобщий характер как и остальные законы диалектики. Что касается 2-го отрицания и возврата „к якобы старому” на 3-ей ступени, то об этом говорят „встречается”, ”нередко”, ”весьма общий закон”. Самый распространенный пример действия 2-х последовательных отрицаний – это размножение растений. Зерно, посаженное в землю, из него вырастает колос пшеницы (много зерен). Новое зерно вновь попадает в землю, и вновь прорастают колосьями с зернами. Но это уже новые зерна (не совсем те) и новые колосья (по качеству и количеству) масса случайных факторов определила их форму, вес, размер и сорт. Не столь очевидный, но повторяющийся при 2-м отрицании процесс можно наблюдать в развитии науки и техники (сис-ма Коперника отвергла Птоломеевскую модель, а теория Энштейна отвергла Эвклидовы геометрии и систему Коперника, современнные новые теории импульсных флуктуаций и расширяющийся Вселенной снова вернулась к простым геометрическим законам Эвклида, а также считает, что модель Птоломеея дает меньше погрошностей и более точна для вычеслений, чем система Коперника или Энштейна. Философия эп. Возрождения была возрождением античной философии и культуры, а неклассическая философия вновь вернулась к эпохе Возрождения (а значит и к античности панпсихолгизм, биокосмизм). Гегель описывал этот процесс как три последовательные стадии ступени (аналогично действию рассудка в формальной логике): тезис - антитезис, синтез.Третья ступень синтез есть объединение противоположностей в единое целое.Но как мы уже знаем, противоположности не всегда доходят до стадии синтеза они могут взаимно уничтожить друг друга.

Чтобы с этим разобраться необходимо разграничить отрицание как момент развития и простое обратимое изменение (простое маятниковое движение: дом-работа) с одной стороны и полное тотальное отрицание (антогонизм) с другой. Последнее никогда не закончится синтезом или примирением. Только взаимоуничтожением (аннигиляция, смерть, полное бесследное исчезновение). Ни оно, ни простое изменение не называется развитием или диалектическим отрицанием, развитие, независимо от направленности ( прогресс/регресс) можно представить как ряд качественных ступеней связанных друг с другом ( узловая линия мер, формы движения и бытия мира, ступени отражения) и одновременно отрицающих предыдущие. Поскольку мы определили развитие как необратимые качественные изменения, полный возврат к старому невозможен (можно уволившись и поработав где-то вернутся в прежний город и на прежнее место”свое”, но уже все будет по –другому, нельзя 2-ды войти в одну и ту же реку, можно склеить разбитый сосуд, но он не станет целым и новым, каким был изначально).

Из закона отрицание отрицания выводится феномен „возврат к якобы старому” на более высоких ступенях развития. Тем самым процесс развития приобретает форму не прямой лини(вверх прогшресс, вниз регресс) и не цикличности, круговорота ( вечного повторения) а „спирали.”. Если дополнить Гегелевскую модель развития (спираль) теорией самоорганизации систем (синэнергетикой), то мы получим в каждой точке бифуркации не одну,а 2-3, 5 спиралей как равновероятностных и параллельных путей развития нелинейных систем.

То есть, если брать короткий временной отрезок, не полный цикл, то мы видим восхождение и спад, если взять один виток и вырвать его из общего потока получим круг, но если смотреть на процесс в целом, то увидим эту картину.

Гегель как объективный идеалист отождествлял процесс развития с прогрессом. Ведь у него развивалась абсолютная идея к постижению самой себя и совершенству мира. Также вся философия и социология до ХХ века полагала, что общество развивается исключительно от худшего к лучшему от простого к сложному, тогда как в природе оба направления (вверх=прогресс, вниз=регресс, деградация) равноправны и равновозможны. Однако в современной философии и социологии считается , что и в природе, и в обществе нет прогресса без регресса и наоборот. Каждое новое явление в одних отношениях прогрессивно, в других – регрессивно (ТV, компьютер и т.д.) Об этом более подробно при изучении философии истории в конце семестра. Фактически, речь идет о применении принципов и законов диалектики к самой диалектике.Если мы абсолютизируем одну из противоположностей, мы становимся на позиции метафизиков или релятивистов.

Различие прогрессивного или регрессивного как 2-х форм развития связано как раз с тем, что из старого сохраняется, а что утрачивается. Если лучшее сохраняется или изменения породили новые позитивные явления (помогающие более эффективному и успешному функционированию, более качественному и быстрому развитию) - значит изменения прогрессивны, если к худшему ( утрата качеств, распад, деградация, снижение прочности или иммунитета) - регрессивны.

Но почему мы полагаем, что из старого в новом сохраняется только лучшее? Не выдаем ли мы желаемое за действительное? Узкое приспособление видов в процессе естественного отбора одни качества и рефлексы закрепляла, другие – утрачивались. На самом деле вопрос и в самих критериях (что считать лучшим, что считать прогрессивным) и во всесторонности оценки. Тогда речь должна идти о балансе, о суммарном итоге: чего больше в переменах: прогрессивных, позитивных изменений или негативных последствий? Больше плюсов, приобретений или минусов, утрат? Кроме того утрата каких то органов или инстинктов, упрощение системы, сокращение звеньев и элементов не обязательно регрессивны, они могут быть и позитивными.

Кроме того, существует однолинейное, одноплоскостное развитие (без прогресса или регресса) в рамках той же сущности, но качественные изменения есть. А перехода на более низкий или высокий уровень существования - нет. Напр. приспособление насекомых и парарзитов , повышение в должности , повышение квалификации. Сочетание прогресса(вверх) и регресса (вниз) дает спираль, которая и иллюстрирует Закон 2-го отрицания.

Рис.4 Формы развития (ступени, возврат, спираль)


Вывод 9. Чтобы правильно понимать и оценивать процесс развития нужны критерии: что считать позитивным. Что считать высшей ступенью в отношении к предыдущей? Так архитекторы спорят по – поводу новинок – они прогрессивны или нет, по сравнению с архитектурой прежних эпох. Или что лучше одежда папуасов и современная одежда, или есть ли прогресс в искусстве?

Поэтому философы придумали, что для каждой системы или формы бытия существуют свои собственные внутренние критерии прогресса и регресса. (Выучить самост-но по учебнику). В обществе всегда существует страх перед новым, боязнь нового и защита старого (консерваторы). Для оценивания требуется время («Лицом к лицу лица не увидать. Большое видется на расстоянии».С.Есенин). Насколько новые изменения были благоприиятны для последующего функционирования и развития системы, становится ясно, когда новое перестает быть новым, к нему привыкают, оно становится устойчивым и доминирующим, почти полностью, вытеснив или изменив старое.

 

Главные категории 3-го закона: ”СТАРОЕ” И „НОВОЕ”. Они несут ценностное значение. Старое = устаревшее, не соответсвует новым потребностям и условиям, стало тормозом и должно быть преодолено, уступить дорогу новому. Но старое еще и накопленное, пережитое, значимое. Но старое легко не отступает и не сдается. Старое и новое продолжают бороться еще долго в рамках нового качества, пока основания для существования старого в неизменном ( прежнем виде) сохраняются например : бабочка в янтаре или дворянство и королевский двор при демократическом постиндустриальном обществе, старые идеи и ценности, суеверия., атавистические привычки и органы у живых существ. Поскольку старое сохраняется и после победы нового „ в снятом виде”, в подполье, оно может проявить себя в ходе дальнейшем развития, если вновь условия станут для него благоприятны (забытые идеи), может возродиться, но уже в новой форме ( религия в современном обществе).

Мода (как и кризисы) в обществе имеют циклический характер, уже просчитаны циклы. Но все же это не те платформы и не те клеши. Потому что уже материалы другие и уже вобрали в себя все последующие этапы развития.

Старое от нового отличается, прежде всего, отношением со временем. Старое – это что существовало и существует в действительности – то есть настоящее, но связанное и оглядывающиеся в прошлое. Новое – это предвестник будущего, это то, что сейчас, в настоящем нарождается из возможности и переходит или готовится перейти в действительности, это настоящее устремленное в будущее. Испанский философ М. Унамуно в конце Х1Х века ввел идею многослойности времени. Он выделяет историю и интраисторию (сущностную, глубинную). Первая олицетворяет изменчивость преходящего, прерывность, вторая – постоянство, преемственность, непрерывность. Метафизическая потаенная сущность интраистории непознаваема и иррациональна. Людьми воспринимаются события, которые «проигрываются» на поверхности интраисторической основы, обусловленные и управляемые ею. Внутренняя история – вечная традиция, насыщенная положительными ценностями и приобретениями культурно-исторического духовного опыта народа, считает М.Унамуно.

Эта целевая «ось времени» придает повторяющимся однообразным событиям повседневности цель и внутреннее содержание. Прерывные, как будто не соединенные между собой, горизонтальные линии индивидуальных жизней и отдельных событий соединяются этой «вертикалью», так полагал еще один философ экзистенциалист ХХ века К. Ясперс. Он называл евреев, открывших «ось истории», осевым народом.

Унамуно писал, что если народы и правители идут вперед, освящая себе путь, но повернув голову назад, ориентируясь в критериях и оценках на прошлое, на традиции, они невольно будут падать в ямы, путаться и блукать, что и происходит сегодня ва Украине.

Исходя из этого, новое это то, что рождается и оно появляется именно потому, что для него созрели условия, что появилась потребность в нем. А старое – исчерпало свои возможности дальнейшего развития и отмирает, уходит вместе с прошлым. Однако поскольку в каждый момент времени возможностей несколько, то и путь не предопределен и новое появляется через поиск многообразных вариаций, пока утвердится в настоящем. Развитие много векторно, а новое многообразно и многопланово. Новое – это реализованные, осуществленные возможности, но не одна, а несколько или даже много, одни из них укрепляются и становится определяющими главными на какое-то время и начинают бороться со своими же «коллегами», но они (старое) продолжают существовать дальше либо как альтернативы, либо как потенциал, который в будущем раскроется и разовьется. Борхес. «Сад разветвляющихся тропинок». В какой-то мере так построен парк в Павловке.

 

 

Схема 5. Точки бифуркации в синенэнергетике (многонаправленность развития).

 


 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Диалектика, метафизика, релятивизм- разные подходы к проблеме. Современные разновидности диалектики.

2. Связи объективного мира и категории познания. Структурные связи и их отраже- ние в категориях. Связи детерминации и их отражение в категориях.

3.Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

4. Закон единства и борьбы противоположностей.

5. Закон отрицания отрицания.

 

Домашнее задание:1.Зарисовать все схемы и рисунки из папки Лекция6,7; 2. Законспектировать философов к теме Диалектика из хрестоматии «Мир философии» см.планы семинаров .зан.4.