Американские тяжеловозы

Грузовой транспорт ХХ века

 

 

После Первой мировой войны в Соединенных Штатах резко увеличивается спрос на грузовики. Во многом этому благоприятствует увеличение сети хороших дорог. В 1919 году Камминс организовывает компанию по производству дизельных двигателей, которая и по сей день носит его имя. Он прилагает много усилий для популяризации дизельного двигателя и в 1931 году совершает несколько рекламных пробегов через всю страну на грузовиках и автобусах, оснащенных его двигателями. В результате все больше и больше производителей отдают предпочтение именно дизельным моторам. Грузовики везде заменяют лошадей, за исключением нескольких служб доставки в крупных городах. Можно сказать, что к началу второй четверти века в Америке совершилась транспортная революция.

Весной 1999 года отпраздновал свой 60-летний юбилей американский производитель грузовых автомобилей «Питербилт», входящий ныне в международный концерн «Паккар», который кроме многих других автомобильных марок владеет «Кенвортом», ДАФом. История создания этой фирмы не менее интересна, чем ее продукция.

В 30-е годы в США продолжался рост популярности грузовиков. Постоянно на рынок поступали новые модели, но, тем не менее, многие фирмы не смогли избежать банкротства, как это, например, произошло с калифорнийской компанией «Фаджеон Моторс», которая после 17 лет производства тяжелых грузовиков и автобусов пошла с молотка в 1932 году. Новые владельцы компании – «Вокеша Моторс Компании» и Центральный банк Окленда – управляли ею до 1938 года, после чего в апреле 1939 года продали ее Т.А. Питермену, лесопромышленнику из Такомы, штат Вашингтон.

Питермену были необходимы грузовики для перевозки бревен. Раньше для этой цели он переделывал списанные армейские машины, но сейчас решил сам заняться собственным производством. Новую компанию назвали «Питермен Мэнуфэкчеринг Компании», а машины – «Питербилт» (именно так назывались деревянные двери, которые производила одна из компаний, принадлежавших Питермену). В этом же, 1939 году из ворот завода выехали первые 14 грузовиков.

В 1939 году Генри Форд собирал сотни автомобилей в день. Т.А. Питермен не строил столько даже в год, концентрируясь на качестве, а не на количестве. Такой подход очень скоро дал положительный результат. В 40-х годах начался стремительный рост продаж. Уже в 1940 году собрано 82 машины, в 1941-м – 89. А за последующие 10 лет продано более 2000 грузовиков.

Тот факт, что Питермен владел фанерной фабрикой, отразился и на первых грузовиках: внутри кабина была отделана именно фанерой. Правда, позже от этой идеи пришлось отказаться. «Качество и прочность были особенностью «Питербилтов» с самого начала, – сказал на юбилейных торжествах нынешний генеральный менеджер компании Ник Ланца. – Эти характеристики остаются в основе работы фирмы и сейчас. В каждом грузовике, который мы проектируем, тестируем и производим». Особенно помог «Питербилту» военный заказ государства на 225 машин в 1944 году. В 1945-м дела пошли еще лучше, и в итоге было продано 324 автомобиля.

1945 год – «Питербилт» начал первым использовать алюминий для снижения веса рамы и повышения грузоподъемности. 1949 год – разработан двигатель для бескапотного тягача. В 1950 году продемонстрированы первые бескапотные тягачи 280/350 (двух- и трехосные). Кабина могла наклоняться вперед, но эта процедура была довольно продолжительной по времени. Такие машины выпускали 5 лет.

После этого «Питербилту» пришлось выдержать немало ударов судьбы, первым из которых была смерть Питермена в 1945 году от рака. Собственником компании становится вдова Питермена, Ида, которая вскоре продает все заводы, оставляя своей собственностью землю, на которой они были построены. Новые владельцы «Питербилта», семь менеджеров компании, планируют сохранить и развивать фирму, но в 1958 году миссис Питермен объявляет о намерении построить на своей земле торговый центр. После этого заводы фирмы «Питербилт» выставляются на торги. Ею тут же заинтересовался Пол Пигот из «Пасифик Кар энд Фаундри». 24 июня 1958 года он приобрел фирму. Годом позже началось строительство современного завода в Ньюорке, штат Калифорния.

«Питербилт» несколько раз вносил изменения в свой логотип. Традиционным считается его написание без ободка. Сохранилась легенда, что Питермен набросал его на салфетке во время обеда. 2 ноября 1944 года значок помещен в прямоугольник. 16 февраля 1953 года – рождение третьего типа торгового знака. Он теперь больше похож на прежний, однако надпись стала ровнее и разместилась в красном овальном значке, который уже почти 50 лет является отличительной особенностью грузовиков марки «Питербилт».

В августе 1960 года «Питербилт» переезжает в новые корпуса и становится отделением фирмы, которая в 1972 году стала называться «Паккар». При этом «Питербилт» сохранил имя, традиции, модельный ряд и продолжал оставаться одним из главных конкурентов «Кенворта», несмотря на то, что обе компании имели одного собственника.

В течение первого года «Питербилт» выпускает на новом заводе более 800 грузовиков. Всего в 60-х годах было произведено около 21 тыс. машин. Очень скоро мощностей завода уже не хватает для нужд фирмы, и в 1969 году «Питербилт» открывает завод в Нашвилле, штат Теннесси. В 70-х годах произведено уже 72 тыс. автомобилей. В 1980 году открывается третий завод, в городе Дентон, штат Техас. В 1986 году производство в Ньюорке сворачивается, однако там остаются управляющие и инженерные работники. Всего в 80-х годах с конвейера сошло порядка 100 тыс. грузовиков марки «Питербилт».

1959 год – компания «Питербилт» представляет наклоняемый на 90 градусов капот, значительно облегчающий сервисное обслуживание. 1965 год – создание первого цельноалюминиевого наклоняемого капота.

В 1986 году на смену модели «359-й» пришел длиннокапотник «Питербилт-379», на котором впервые был применен аэродинамический дизайн для экономии топлива. Этот автомобиль и сейчас продолжает пользоваться устойчивым спросом.

В дополнение к модели «379-й» «Питербилт» производит следующие автомобили: универсальная модель «378-я», визуально отличающаяся от «379-й» спортивным капотом из алюминия, а также модель «330-я» с уникальной спальной системой класса люкс. В ближайшее время фирма планирует начать производство новой «387-й» модели с улучшенной аэродинамикой кузова.

Весь парк американских грузовиков поделен на восемь классов: к первому относятся маленькие пикапы и фургончики, а к восьмому – строительные машины и трехосные магистральные тягачи.

Категория «Класс 8» – это термин, относящийся к серийным транспортным средствам большой грузоподъемности, как правило, трехосным, выполненным или в виде бортового грузовика без седельного устройства, или в виде короткого седельного тягача (съемный фургон крепится к раме автомобиля), либо в виде трехосного тягача, являющегося силовой частью состава из тягача и полуприцепа. Автомобиль категории «Класс 8» может также быть выполнен в виде двухосного тягача, предназначенного для буксировки длинного полуприцепа или состава из двух одинаковых прицепов.

Не менее интересна история создания другой американской компании – «МАК». В начале 1890 года ее создатели братья Джон и Август Мак пришли к мысли о производстве «торговых вагонов» и автобусов. Первые экземпляры этих машин уже увидели свет в 1900 году. С тех пор марка грузовиков «МАК» длительное время была популярной в Северной Америке.

В 1905 году молодая автокомпания переехала из Бруклина в Аллентаун, штат Пенсильвания, организовала на новых площадях завод по производству автофургонов и автобусов и в свое время одной из первых начала выпуск специализированной грузовой техники, в том числе и пожарных машин, которые в 1910 году были оборудованы раздвижной пожарной лестницей и крюком.

Грузовики фирмы «МАК» всегда пользовались хорошей репутацией. Спектр применения этих большегрузов очень велик. Поэтому не удивляйтесь, если сегодня Вы увидите пожарный «МАК», а завтра – тягач с прицепом для перевозки фруктов.

1916 год был очень плодотворным для «МАК», так как именно тогда фирма выпустила такую модель как «АС» («Бульдог»), аналогов которой к тому моменту еще не было. Вскоре после окончания Первой мировой войны фирма разработала и внедрила в производство новые конструкции масляных и воздушных фильтров.

Интересна история, произошедшая с грузовиками «МАК» на европейском континенте. Поставленные во время Первой мировой войны в Европу для поддержки союзников машины оставили после себя серьезные впечатления. Модель «АС», созданная братьями Мак, поразила всех грубостью конструкции, за что и получила прозвище «Бульдог», которое так понравилось братьям, что они сделали бульдога эмблемой своей марки.

В конце 20-х годов в «МАК» начались эксперименты с дизелями грузовых автомобилей, рассчитанными на большую частоту оборотов, и до сих пор фирма выпускает одни из самых совершенных двигателей для грузовиков. «МАК» – один из тех немногих производителей, которые выпускают собственные двигатели, трансмиссии и узлы заднего шасси. Другие – пользуются услугами внешних поставщиков.

В 1931 году в фирме впервые был разработан гидроусилитель рулевого управления для автобуса. В 30-х годах в «МАК» также впервые был разработан привод тормозов на все четыре колеса тяжелых грузовиков. В 1938 году компания впервые стала устанавливать на свои автомобили дизели, сконструированные специально для грузовиков.

К 1940 году в «МАК» выпускается новый знаменитый грузовик серии «L» с обычной компоновкой кабины, завоевавший популярность на восточном и западном побережьях страны. Во время Второй мировой войны фирма «МАК» внесла свою лепту в победу союзников, выпустив свыше 35000 грузовиков для армии, из которых в 16000 были установлены дизели собственного производства.

Но на этом достижения компании не заканчиваются. Каждое новое десятилетие приносит ей новые успехи. Так, в 60-е годы «МАК» достигла большого прогресса в вопросах экономии топлива, а в 80-е конструкторы фирмы разработали систему «V-MAC», способную не только снижать расход топлива, но и отвечать за показатели чистоты выхлопа.

«МАК» показала себя и как сторонник всяческих инноваций, и как лидер в проектировании и производстве всех типов грузовиков категории «Класс 8». Вот почему ее «Бульдог» будет недосягаем еще много лет.

Строить так, как «МАК», – это выражение наряду с такими, как бейсбол и хот-дог прочно вошло в американский лексикон, и на то есть веские основания.

1998 год был самым рекордным для «МАКа» по количеству продаж грузовых автомобилей, которое составило около 4500 единиц, а это на 20% больше, чем за этот же период предыдущего года. Не менее успешно идут дела и у дочернего предприятия «Мак» в Канаде. На канадском рынке в 1998 году было продано почти 2900 грузовых машин. Немногим хуже идут дела в Австралии, где тоже есть свой филиал компании «МАК» – «Мак Транс Австралия». Здесь процент продаж знаменитых грузовиков слегка снизился, а связано это с финансовым кризисом в некоторых регионах страны.