Лекция 6-7. Диалектика – учение о развитии мира. Законы диалектики.

Как мы с вами изучали в прошлой теме Бытие, мир существует благодаря действию 2 принципов: I.Принцип универсальной связи (устойчивости, сохранения). II. Принцип универсального развития (изменчивости).

Исходя из понимания движения и развития, философы делятся на три крупных лагеря:

Диалектика-раскрывает преемственность в изменении, единство противоположностей, показывает как новое рождается из старого. (Гераклит, Сократ и др.)

Метафизика (в уз.смысле) - абсолютизирует устойчивость (связи), качественную определенность вещи, а изменчивость признается только в рамках качества, только внутри одного вида, противоположности для нее между собой ничего общего не имеют. (Аристотель, Фейербах и др.)

Релятивизм - абсолютизирует изменчивость, отрицает связь между старым и новым. (Кратил, киники, софисты). А теперь более подробно рассмотрим их аргументы.

1.ПринципУниверсальной связивыражает всестороннюю взаимо- обуслволенность всего всемипоказывает как возможно единство в многообразии, объясняет устройство мира, его строение, функционирование и сохранение, то есть устойчивость.Мы с Вами обсуждали это в теме - Бытие мира.

«Все связано со всем. Все во всем, Все едино и все на все влияет» (Гераклит). Потому что между единичными системами и формами есть общее. Вывод 1. Нет в мире вещи, системы, процесса существующей «сама в себе», « сама по себе». Они существуют только во взаимосвязи и взаимодействии с другими такими же, меньшими или большими, схожими и противоположными им вещами и системами.

Принципы и законы диалектики раскрываются через систему категорий диалектики, которые условно подразделяют на категории связи и категории развития, хотя все категории диалектики взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга, вытекают друг из друга. Первым выдвинул схему категорий диалектики и показал их противоположность (парность) и единство - Гегель в своем труде „Наука логики” в форме цепочки триад. Мы же объединим триады и покажем взаимосвязь всех категорий:

 

Общее ----------------------------------------- Единичное

Особенное

Сущность ------------------------------------ Явление

Качество

Целое --------------------------------------- Часть

Структура

Содержание ------------------------------- Форма

Связь

Причина --------------------------------- Следствие

Закон

Необходимость ------------------ Случайность

Движение

 

Действительность------------- Возможность

 

Развитие

 

Старое ---------------------------------- Новое

Вывод 1 Категория -это предельно обобщенное понятие, выражающее сущность процессов и явлений, раскрывающая их свойства и границы применения. Категории диалектики условно разделяют на категории связи и категории развития, хотя все они взаимосвязаны.

Диалектика содержания и формы. Из кн.Пелевина. Чапаев и пустота

Лампа, где в подкрашенном глицерине плавали комки воска.

С.203 « если бы комки воска обладали сознанием, у них сразу же встала бы проблема самоидентификации…. Если какой-нибудь из этих комочков считает что он – форма, которую он принял, то он смертен, потому что эта форма разрушится. Но если он понимает, что он воск, -… тогда он бессмертен. Осознать свою изначальную природу практически невозможно. Как заметить то, что с начала времен было перед глазами? Даже тогда когда еще не было никаких глаз? Поэтому единственное, что воск замечает, это свою временную форму. И он думает, что он и есть эта форма… А форма произвольна - каждый раз она возникает под действием тысяч и тысяч обстоятельств. С.204. «Единственный способ обрести бессмертие для капли воска перестать думать, что она капля. А понять что она и есть воск». «Любая капелька воска обладает теми же свойствами, что и весь его объем.».

2 принцип «Принцип универсального развития».Метафизика не отрицает развитие. Метафизики признают количественные изменения или изменения вещи, процесса в рамках его качественной определенности, не понимают и отрицают переходы от одного качества к другому: от неживой материи к живой, от животного к человеку, из небытия в бытие. Поэтому мир у них развивается через эволюцию, рост или простое увеличение/ уменьшение количественных параметров, изменение местоположения или свойств, но без перерождения в новое. Тогда как диалектика убедительно показывает переход из одного качества в другое, причем на основе количественных изменений. Кратко он называется «Закон качества или взаимоперехода». Этот закон отвечает на вопрос «КАК изменяется мир и все сущее?» и раскрывает форму, механизм развития. Вспомним в прошлой теме мы определили движение как любые изменения («изменение вообще»), а развитие - только необратимые качественные изменения.

„Развитие - это процесс направленных существнных качественных изменений, превращение одних форм и противоположностей в другие, переход количественных изменений в качественные, прерывы постепенности, отмирание старого и возникновение нового” . В.И.Ленин

Каждый из Вас согласится, что развитие существует: каждое лето деревья дают плоды, на месте старых деревьев растут новые. Проблема заключается в том, как объединить все многообразные формы изменений в одну теорию, любое ли развитие ведет к изменению? Напр.- забыл слово - вспомнил - что изменилось? Или второй аспект - всякое ли изменение к лучшему? (прогрессивно?). Если сравнить архитектуру к.19-н.20 в. с хрущевками и девятиэтажками, можем ли мы это назвать прогрессом?

Еще раз подчеркнем, что Метафизика (учение противоположное диалектике) абсолютизирует покой, устойчивость, качественную определенность и единство всех вещей и систем. Иначе говоря,они полагали,что вещь распадется, не сможет сущест-вовать, если утратит качество. Некоторые из них,- совсем отрицали изменчивость, другие признавали, но лишь количественную в обратимых формах.

Релятивисты не отрицали развития,но подчеркивали текучесть, абсолютизировали изменчивость вещей и систем, они не признавали устойчивости и качественной определенности. И те, и другие, абсолютизируют одну сторону развития и не видят связи и взаимообусловленности с противоположной стороной: делимость и неделимость (бесконечная прерывность пространства и времени) –описываемая апориями Зенона дополняются непрерывностью (континуум); движение массы воды при сохранении ее химического состава (ответ Кратилу). Это происходит потому что они мыслят линейно, а не системно. Архитектору же необходимо системное мышление.

„ Движенья нет, сказал мудрец брадатый и долго, долго говорил, второй же молча возразил: он встал и начал перед ним ходить и мудрецу уж нечем возразить... „ А.С.Пушкин.

Глагол „развиваться”– в переводе с немецкого означает развертывание свернутого (современная концепция Вселенной). А кризис в китайском означает риск и возможность одновременно. Как это понимать? А это значит, что все, что появляется в ходе дальнейшего развития, должно было уже содержаться на уровне потенциальных возможностей. Оно есть внутреннее самораскрытие, а не следствие механических внешних причин: как перводвигатель и первотолчок в средневековой философии и у Ньютона.

Тем самым новое возникает изнутри на базе старого и новое содержится в старом (как потенциал, как возможность). (Старое - хорошое забытое новое –это метафизика,новое–это преобразованное и развитое старое – это диалектика). Вспомним также принципы синэнергетики как „Притягивающее будущее” и „Порядок из хаоса”.

Вывод 2. Развитие есть всегда саморазвитие, развертывание внутренних сторон и качеств, потенциальных свойств как результат их (внутренних сторон ) взаимодействия друг с другом. Внешние факторы выступают как условия, как факторы (а не причины) и влияют на темпы, формы и масштабы перемен. Процесс развития подчиняется определенным законам.

Законы диалектики раскрывают процессы изменчивости мира и объясняют как происходит развитие. Законы диалектики универсальны. Это значит, что они верны для любой отдельной системы, единичного сущего и мира в целом. Их впервые сформулировал Гегель. Затем они вошли в марксистскую и некоторые немарксисткие учения ХХ века. Их всего три. Подумайте почему законов диалектики только три и не надо ли добавить.... Начинать их изучение можно с любого закона. Но наиболее всеобщим является „Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот». Мы уже его упоминали.

Сначала определимся с категориями данного закона:

Количество – отражает пространственно-временные характеристики вещи и ее весомость, распространенность, объем, масштаб, форму.

Количественные изменения - это изменения бытия (движения и пространственно-временных характеристик) вещей и систем, а также процессов без изменения сути, при сохранении качественной определенности вещей, систем, процессов. (Гегель). Для метафизика существует только этот тип изменений.

Качество - отражает определенность, целостность, устойчивость, единство всех свойств и качественных характеристик, возможность, изменяясь и взаимодействуя, - быть самим собой (=определенность). Причем качество вещи проявляется именно во взаимодействии (внутреннем и внешнем). Категория «Качество» отличается от категории „сущность”= главное свойство, тогда как качество - „скорее синтез определяющих свойств.” (металл, дерево, транспорт, жилье). Причем, каждое качество описывается в конкретных количественных характеристиках (плотность, скорость, прочность, количество пассажиров, этажность, планировка или вес).

Мера – важнейшая категория этого закона, соединяет количество и качество, раскрывает внутреннюю взаимосвязь количественных параметров с качественной определенностью вещей, систем, процессов. Мера выражается в конкретных пределах и интервалах в рамках которых вещь или система изменяется, оставаясь прежней. (софизмы „лысый”, ”куча”- релятивиский взгляд на понятие меры, там меры нет и определить ее невозможно, тогда как в диалектике – возможно определить).

Скачок - это переход от одного качества к другому, это разрыв меры, выход за пределы, границы качественной определенности в новую реальность. Для релятивиста существуют сплошные скачки. Для метафизика это смерть, скачки - не возможны. Для диалектика скачки и есть переход от старого к новому. Эволюционные изменения накапливаются постепенно, созревание нового качества идет в малых количествах в рамках старого качества и взрывает пределы, границы мер.

Поэтому Гегель представлял процесс развития как узловую линию мер:----- 0----0----0----

Мир состоит из бесконечного многообразия вещей и систем.Среди них невозможно отыскать 2-х абсолютно одинаковых (тождественных). Одна и та же вещь не остается неизменной в течении своего существования. (усталость металлов, размагничивание, забывание, старение клеток и пр.). Жить – это значит меняться. (Нельзя дважды войти в одну и ту же реку –означает: научитесь ценить каждое мгновение - оно неповторимо). Все течет, все меняется со временем (любовь, дружба, природа), но при этом вещи и системы остаются сами собою Тождественность вещи самой себе и ее отличие от других родственных, но отличающихся в существенных чертах, Гегель назвал Качественной определенностью. Осина от березы отличается целым рядом качественных свойств и количественных характеристик, помогающих их различать, хотя между ними больше общего, чем у осины и вороны. Деревья отличаются качественно от трав и кустарников. Именно то, что отличает одну вещь от другой, делает ее собой и фиксируется в понятии качество. Река мелеет, меняет русло, загрязняется, но она остается рекой, пока не высохнет или не попадет ее вода в море. Оставаться собой до определенного предела, сохранять целостность основных свойств, составляющих качество в процессе изменений и взаимодействий и раскрывает уникальное своеобразие данной вещи, системы от другой. Хотя качественное своеобразие существует во множестве конкретных разнообразных проявлениях (размеры, скорость, состав воды, текучесть, флора и фауна, жилой квартал и промзона).

Для диалектиков категория „качество фиксирует устойчивость в изменчивости”.

Как это формулировал Гегель „тождественная с бытием непосредственная определенность»: здание, стул, стол, окно, человек, ручка, тетрадь. Но это простые отдельные вещи. Но сложные системы много качественны (можно выделить качество 1, 2 и т.д. порядка) но всегда есть главное качество = „сущность”.

Вывод 3. Качество отражает целостное единство, устойчивость всех изменяющихся свойств. Утрата качества, утрата сущности означает переход в новое качество ( жених/муж, студент/ архитектор, информация/ знание) через какое то-время и в новых параметрах (количество). Меняется качество- меняются и количественные характеристики.Интервал между сменой качеств и есть предел меры, когда можно меняться (количественно) оставаясь в прежнем качестве. Тогда как категория „Количество” выражает абсолютную изменчивость и неустойчивость. Количественные характеристики напротив общие для всех - все виды мер- инструменты сравнения и измерения качественно определенных предметов. Количественные параметры нейтральны и унифицированы. ( часы, минуты, года – это количественное измерения времени; объемы и массы отражают пространственное бытие, а силы и скорости - это количественные измерения движения и взаимодействия, байты и фрэмы – измерители информации, килокал - единицы биоэнергии).

Если качественные характеристики уникальны и отражают своеобразие (отличия) объектов, то количественные параметры- универсальны и выражают общие характеристики объектов. Например, в таблице Менделеева качественно разнородные вещества системати-зированы по массе ядра. Поэтому можно сравнивать качественно различные предметы и наоборот качественно сходные вещи могут иметь разные количественные характеристики.

Вывод 4 .То есть хотя качественные и количественные параметры связаны, они выражаю разные характеристики предмета и обладают автономностью, поэтому до определенного предела изменения количественных параметров, не приводят к изменению качества.

Количество выражает множественность, делимость на однородные части (до бесконечности),повторяемость,общность,сопоставимость (приравнивание), дискретность и расчлененность.

Качество выражает нерасчлененность, целостность, единство, неповторимость, устойчивость свойств, неделимость, определенность. Эти категории противоположны, но и взаимосвязаны и выражают одно через другое. Качество содержит количество (элементы целого) и наоборот. Их взаимосвязь и взаимно переход, существуют только в определенных границах, в рамках, в которых изменения количества не изменяют качество, когда процесс достигает этих границ (интервала меры выражающего соотношения количества/качества) - происходит разрыв постепенности и переход в новое качество ( например – микрорайон стает целостным из отдельных зданий и дворов, если он продуман как целое), которое также описывается в количественных параметрах ( размер, этажность,количество сооружений и расстояяние между ними).

Узловая линия мер - отражает взаимосвязь между данным качеством и интервалами количественных изменений (учил или выучил). Предел, в рамках которого качество не меняется, ограничен, поскольку идет накопление количественных изменений (солей в организме,или разрушение конструкций здания) что приводит к скачку - прерыву постепенности (именно это не учел Зенон в своих апориях) баланс количества/качества нарушается и возникает новое качество (камни в органах или разрушение зданий). Качественный скачок называют революциями применительно к обществу или развитием применительно к природе. ( например от водоплавающих к земноводным). К.Маркс описал как определенное количество денег (меновых стоимостей) приобретает новое качество -„Капитал”, который сам по себе производит деньги(новые количества), если их вложить в бизнес. Но существуют и обратимые процессы, которые входят в понятие движение, но не являются развитием (например изменение состояний воды или настроений в течении дня), они восстановимы в прежнем качестве. Влюбился - потерял голову, остыл - стал прежним рассудительным. То есть закон «взаимо перехода или количественных/качественных изменений» верен не только для процессов развития. но и всех форм движения.

Виды мер:

· Числовые, применяются к объектам имеющим хотя бы один общий признак (масса)

· Сравнительные-различаются по интенсивности общего признака (больше, меньше, неравенство), но не имеют точного числового выражения. Больше хитрости, чем ума.

· Измерения-отражают непрерывность свойств и отношений и меру вещей (связь количественных параметров с качественными). Измерять можно только однородные системы и в одинаковых числовых величинах (уровень жизни, продолжительность жизни) .

· Функциональные - раскрывают связь разнородных свойств одной системы или объекта (математическое моделирование).

Различают меру единичного (уникальные характеристики). Ярмарка человеческого тщеславия - книга рекордов Гинесса.

Меру особенного – здесь конкретное предстает как единство общего и единичного в отдельном феномене ( явление). Качественное своеобразие уникальных и общих свойств.

Мера общего – характеризует объект как звено во всемирной связи, его универсальные качества и свойства, как фазу в эволюции, как элемент универсуума.

Проиллюстрируем действия закона взаимоперехода количественных изменений в качественные на примере перехода состояний воды из газообразного в жидкое и в твердое (лед) состояния под воздействием изменения температуры.

Рис.1


 

 

Также точно происходит механизм болезни ( инфекция) запускается не потому, что Вас заразил другой человек, его микробы лишь количественно добавились к Вашим и приобрели критическую массу, с которой ваши антитела, защитные механизмы имммунитета уже не смогли справиться.

Вывод 5. Развитие только тогда имеет место, когда есть скачки, прерывы постепенности в узловой линии мер, когда в результате происходят необратимые качественные изменения.