Уровни научного познания и их методы.

Научное познание как один из видов познавательной деятельности.

Тема 16. Научное познание

План:

1. Научное познание как один из видов познавательной деятельности.

2. Уровни научного познания и их методы.

3. Общенаучные методы познания.

Научное познание – это один из видов познавательной деятельности. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Хотя, конечно, элемент знания единичного обязательно в нем присутствует. В науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

 

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части:

1) учение о принципах познания;

2) учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении о принципах (исходных основах) познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания.

В учении о способах и приемах исследования рассматривается и теория частных методов познания, составляющих общую методику исследовательской деятельности.

Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет выяснить подлинную философскую основу научного познания, произвести на этой основе систематизацию всего объема научных знаний, создать условия для разработки новой, еще более эффективной методики дальнейших научных исследований во всех областях знания.

Методы научного познания – средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, то есть система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъектом познания методы научного познания – это такая последовательность операций в познавательной деятельности, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области.

Чем более общим является закон, лежащий в основе теории, тем более общим является и сам метод.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

1) предельно общие методы – те, которые выходят за рамки науки: например, такие мысленные операции, как синтез, анализ, умозаключение и др. К общим методам относится и диалектическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим методом вообще., следовательно, и в науке.

2) методы, которые применяют только в научном познании, то есть во всех науках. Общенаучными методами являются, например, наблюдение, эксперимент, моделирование, аксиоматический метод и др.

3) частнонаучные методы – те, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, в физике применяется метод меченых атомов, в социологии – метод опроса и анкетирования и т.д.

4) методики, применяемые для решения специфических задач в данной конкретной области определенной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей того или иного эксперимента, теории и т.д.

Свойства методов всех категорий:

1) ясность или общепринятость;

2) детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности, обеспечивает обучаемость данным методам;

3) подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность или способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата;

5) способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Не все перечисленные свойства присущи каждому методу, но чем больше он разработан, тем в большей степени может удовлетворять вышеназванным свойствам.

По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания.

Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления. Теория в широком значении – это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении – знание, имеющее строго определенную форму.

Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет свои собственные методы:

1) взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент;

2) систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц;

3) стадия эмпирического обобщения – заключительная стадия, на которой мы получаем эмпирические законы.

Получение отдельных эмпирических фактов и законов не позволяет еще построить систему законов. Чтобы познать сущность, нужно перейти к теоретическому уровню научного познания. Он характеризуется следующими этапами:

1) поиск исходных принципов построения теории. Поиск принципов для построения теории осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины;

2) построение научной теории, как содержательной, так и формальной. Важнейшими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация;

3) сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспериментом. На основе построенной промежуточной модели опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать теорию истинной. Когда такие модели построены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фактами, она остается гипотезой. Примером этого могут являться все современные космологические теории.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в действительности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

История человечества – это история познания им самого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска новых смысловых ориентиров происходят глубокие изменения в содержании общественной практики, и возникает необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направленность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах. Такую возможность для философской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого познания.