Советская философия.
Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Естественно-научная философия.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
материалистическое;
социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многократную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х – 80-х гг., можно отнести следующие:
проблема гносеологии;
проблема сознания;
проблема идеальности;
проблема культуры;
проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
А. Богданов (теория систем – «тектология»);
А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
А.М. Деборин (творческое понимание материализма);
Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
В. Асмус (широкий круг исследований);
Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Философия «русского зарубежья».
Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимо-отношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
языческий;
приобщения к христианству;
полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экстенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 – 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
свобода человека подвергается угрозе извне;
данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
ключевую роль в жизни человека играет также религия;
Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба;
человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России – построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма – учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 – 1968) – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
стратификации;
социальной мобильности.
Стратификация – разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) – страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.