Гносеология Фейербаха.

Проблема Бога в философии Фейербаха.

Антропология Фейербаха.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими реальностями являются природа и человек;

человек является частью природы;

человек есть единство материального и духовного;

человек должен стать главным интересом философии;

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:

выступает с атеистических позиций;

тесно увязывает проблему Бога с антропологией;

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:

Бога как самостоятельной реальности нет;

Бог – порождение сознания человека;

религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;

мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.