Бронированные автомобили Германии

Вторая мировая – война моторов

 

Следующим испытанием для автомобилей стала Вторая мировая война. В своей книге «Танки – вперед!» немецкий генерал Гейнц Гудериан пишет, что для успешного действия танкового батальона времен Второй мировой войны, состоявшего из 40 боевых машин, требовалось более 30 автомобилей грузоподъемностью 4,5 тонны каждый, чтобы вовремя снабжать танки горючим и боеприпасами.

К началу Второй мировой войны Красная Армия располагала 273 тыс. автомобилей, в том числе 258 тыс. грузовых (151 тыс. 1,5-тонных «ГАЗ-АА», 104 тыс. 3-тонных «ЗИС-5» и 2 тыс. 5-тонных «ЯГ-6»). Легковых автомобилей в частях насчитывалось 15 тыс., в том числе 10 тыс. «ГАЗ-М1», 0,6 тыс. «ЗИС-101».

В то же время автомобильная промышленность Германии и порабощенных ею стран могла производить 600 тыс. автомобилей в год. Хотя немалая доля этой отрасли была подключена к производству других видов вооружения, она поставляла немецким войскам большое количество грузовых машин и тягачей.

Из 205 тыс. автомобилей, выпущенных советскими заводами с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, Красная Армия получила в общей сложности 150 тыс. машин. Импортная же техника стала поступать в войска главным образом в завершающий период войны. Поэтому в автомобильном парке Красной Армии преобладали отечественные машины: в 1941 году они составляли 100% парка, в 1942-м – 99,6%, в 1943-м – 93,7%, в 1944-м – 77,9%.

Сопоставляя технический уровень автомобильного парка Красной армии и армии противника, следует отметить чрезвычайное разнообразие и разнотипность машин, имевшихся в вермахте. Хотя в рамках автомобильной промышленности собственно Германии и существовала жесткая унификация моделей, изготовлявшихся различными заводами, эффекта эта мера не дала. Кроме того, применявшиеся в действующей армии и прифронтовой полосе автомобили производства Франции, Италии, Чехословакии, Австрии не были приспособлены к работе в зимних условиях, имели недостаточную проходимость, являлись чрезвычайно сложными в ремонте и обслуживании, а большое разнообразие их моделей значительно затрудняло снабжение запасными частями, обучение персонала, ремонт.

 

 

В годы Второй мировой войны немецкая армия первой в мире приняла на вооружение бронированные автомобили для перевозки людей (бронетранспортеры) и очень эффективно их использовала, заставив СССР, Англию и США разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения.

Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный автомобиль «Sd Kfz 251», обычно называемый «Ханомаг». Его использовали дня транспортировки мотопехоты и тяжелого вооружения (минометы, крупнокалиберные пулеметы, пушки, огнеметы и пусковые ракетные установки). Кроме этого на его базе создавались санитарные, штабные автомобили и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех фронтах. После войны модификация «Sd Kfz 251 – ОТ 810» состоял на вооружении чехословацкой армии.

Предшественником «Ханомага» был полугусеничный бронированный автомобиль выполненный на основе грузовика «Даймлер».

Дальним предком бронетранспортера «Sd Kfz 251» был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для работы в Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

Первые полугусеничные (но еще не бронированные) автомобили появились в армии Германии еще в 1915 году. Ими стали модели полугусеничных машин – «Бременваген» и «Мариневаген». Эти машины состояли на вооружении «Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung» (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма «Бенц» представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В послевоенный период работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзнг АГ» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в бронебашне пушкой «KwK L/70» калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет «МG 34» калибра 7,92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение «НК 600Р». В движение тягач приводился мотором мощностью 92 л.с. В этом же году тягач был переименован в «HL КI 2», а весной 1936 года началось его серийное производство. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них – «H16» был разработан гамбургской фирмой «Ганза-Ллойд». В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ханомаг».

Первый немецкий полугусеничный бронетранспортер «Н16» был разработан на базе 3-х тонного полугусеничного артиллерийского тягача. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ханомаг», бронекорпус – на фирме «Бюссиг-НАГ» в Берлине, а окончательную сборку производили на других предприятиях Германии.

Первые машины, получившие обозначение «HKL», были выпущены в 1937 году. Полное название бронетранспортера в те годы звучало так – «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (средний бронетранспортер). В 1939 году, когда первые серийные образцы стали поступать в воинские части бронетранспортер получил новое имя – «Sd Kfz 251».

Бронетранспортеры «Sd Kfz 251» выпускались в четырех модификациях – Ausf: А, В, С, D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты исполнения были обозначены цифрами, например – «Sd Kfz 251/8» или «Sd Kfz 251/15».

Первую серийную модификацию бронетранспортера «Sd Kfz 251» модификации «Ausf А» – выпускали только до середины 1939 года. Масса машины составляла 7,8 тонн. В передней части бронетранспортера находилось силовое отделение, боевое отделение, совмещенное с постом управления располагалось сзади. Бронирование состояло из бронеплит толщиной 8-14 мм, соединенных клепкой.

Доступ в силовое отделение открывал двухстворчатый люк, находившийся на верхней бронеплите. Основной воздухозаборник также находился на верхней бронеплите силового отделения, а по бокам располагались еще два дополнительных. Боевое отделение сверху было открытым. Попасть внутрь можно было через двухстворчатую дверь, расположенную в кормовой части корпуса.

Механик-водитель и командир машины, занимающие места соответственно слева и справа, имели в распоряжении две смотровые щели в лобовой броне и две щели по бокам. Смотровые щели защищались бронестеклом. Еще две пары смотровых щелей, предназначенных для солдат десанта, имелись в стенах боевого отделения. Скамьи десанта располагались вдоль стен боевою отделения, на которых были размещены крепления для пулеметов и личного оружия членов экипажа. Над боевым отделением можно было натягивать тент.

На бронетранспортеры устанавливали шестицилиндровые карбюраторные двигатели «Майбах РД 62Р» жидкостного охлаждения мощностью 100 л с. Крутящий момент передавался от двигателя на ведущие колеса гусеничного механизма, передние колеса не имели привода, а у машин «Ausf А» на них даже не было тормозов.

Вооружены бронетранспортеры были двумя пулеметами «Рейнметалл-Борзиг MG 34» калибра 7,92 мм, установленными спереди и сзади боевого отделения. Максимальная скорость «Sd Kfz 251 Ausf А» составляла 50 км/час.

На базе бронетранспортера «Sd Kfz 251 Ausf А» чаще всего выпускали следующие варианты: «Sd Kfz 251/1» – бронетранспортер пехоты, «Sd Kfz 251/4» – артиллерийский тягач и «Sd Kfz 251/6» – штабная машина командования. В меньших количествах выпускали машины связи «Sd Kfz 251/3» и «Sd Kfz 251/10» – машины поддержки, вооруженные пушкой калибра 37 мм.

Выпуск следующей модификации бронетранспортера «Sd Kfz 251 Ausf В» начался во второй половине 1939 года. В конструкцию машины было внесено несколько изменений. Прежде всего, были убраны смотровые щели для солдат десанта, перенесена радиоантенна с переднего крыла на борт боевого отделения. «Sd Kfz 251 Ausf В» поздних выпусков получили бронещиток переднего пулемета «МG 34». В ходе серийного выпуска начали применять бронированные кожуха воздухозаборников. Выпуск бронетранспортеров «Sd Kfz 251 Ausf В» продолжался до конца 1940 года.

В конструкцию бронетранспортеров «Ausf С» по сравнению с машинами двух предыдущих модификаций, было внесено довольно много изменений. Большинство из них было вызвано желанием упростить технологию изготовления машины, но были и такие, которые были сделаны на основании боевого опыта.

У «Sd Kfz 251 Ausf С» была изменена передняя часть корпуса (силового отделения). Была установлена прямая монолитная лобовая бронеплита которая лучше защищала машину спереди. Воздухозаборники были перенесены на борта силового отделения и закрыты бронекожухами. Металлические ящики для запчастей, установленные на крыльях бронетранспортера, а саперные инструменты были перенесены дальше к корме.

Пулемет «MG 34», установленный в передней части боевого отделения, был защищен бронещитком. Бронетранспортеры этой модификации выпускали с конца 1940 года.

На одну бронемашину шло более 6 тонн стали. Стоимость одного бронетранспортера «Sd Kfz 251/1 Ausf С» составляла около 22500 рейхсмарок. Для сравнения цена одного танка в 40-х годах колебалась от 80000 до 300000 рейхсмарок.

Последней модификацией бронетранспортера «Sd Kfz 251» стала машина «Sd Kfz 251 Ausf D». Главными отличительными чертами, этой модификации стала измененная форма кормы и бортов десантного отделения. Теперь контейнеры, установленные вдоль бортов, составляли с ними единое целое. С каждой стороны было по три контейнера.

Следующими нововведениями стали замена визиров на смотровых щелях и модификация системы выхлопа. Корпус теперь стал сварной, а не клепанный, как это было раньше. Кроме того, было использовано много технологических упрощений, ускоряющих серийный выпуск. С 1943 года было изготовлено 10602 бронетранспортеров модификации «Ausf D». На базе основного бронетранспортера выпускали все его серийные варианты от «Sd Kfz 251/l» до «Sd Kfz 251/23».