Проблемы и дилеммы современной футурологии

Глобальные проблемы современности и пути их решения

Общество как планетарная цивилизация

 

1.Общество как планетарная цивилизация

На пороге третьего тысячелетии люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Общество как планетарная цивилизация представляет способ и содержание воспроизвод­ства общественной жизни и культуры народов Земли с целью создания благоприятных условий для самореализации личности, ее прав и свобод, для сохранения человечества.

Данное определение цивилизации является обобщенным, философским. Оно применимо к жизнедеятельности каждого народа и государст­ва Земли, акцентирует внимание на те стороны и элементы функционирования мирового сообще­ства, которые характеризуют его общие цели и интересы, культуру и будущее. К этому следует добавить, что критериями цивилизационного развития планетарного общества выступают не только характер и качество материальной и ду­ховной культуры народов, системы отношений граждан и государств, по и реальное положение личности в обществе, ее свобода и ответствен­ность. Гуманность общества — ведущий показа­тель планетарной цивилизованности.

Прошлое, настоящее и будущее цивилизации было и остается предметом исследования многих философских школ и направлений. В числе важ­нейших проблем этих исследований стоит положение о направленности исторического процесса и проявления в нем при­знаков цивилизации.

Для анализа современной цивилизации важны, прежде всего, общие объ­ективные критерии. В философии обосновываются следующие критерии об­щественного прогресса в связи с его цивилизованностью:

уровень и динамика развития производительных сил;

уровень производительности труда;

утверждение информационного общества;

мера гуманности и демократизма общественных отношений;

наличие развитой материальной и духовной культуры;

свобода личности и др.

Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных Наций ши­роко использует Индекс человеческого развития (ИЧР) для анализа и оценки развитости (цивилизованности) отдельных стран и человечества в целом. Он включает два основных показателя: состояние здравоохранения и образования в стране. ИЧР является важным средством человеческого измерения планетар­ной цивилизации. Здоровье человека и образованность личности выражают главный смысл жизненных целей и интересов людей. Каждый человек заинте­ресован в том, чтобы его организм был здоров, и общество проявляло заботу о его здоровье. Не менее сегодня заинтересован каждый человек в получении хо­рошего, качественного общего и профессионального образования, так как это связано с мировоззрением и интеллектом личности, с ее готовностью профес­сионально творчески осуществлять свою деятельность.

Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование землян. Оно пыта­ется уйти от однополюсного или двухполюсного мира и вступает в многомер­ный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. Грядущий век, как полагают ученые, несет в себе противо­речивые возможности, как взлета, так и упадка. Сохранение цивилизации, как считают многие, возможно на пути укрепления гуманизма.

Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа разви­тия мирового сообщества характерна интеграционная тенденция: осуществ­ляется процесс формирования единого мирового «экономического поряд­ка», упрочивается взаимодействие народов и государств по обеспечению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильнос­ти, возрастает информационная плотность мирового культурного простран­ства. В целом сквозь пестроту социальных событий все более четко просма­тривается единый общечеловеческий путь истории.

В третьем тысячелетии ученые считают возможным сохранение тенден­ции локализации развития стран и народов, которая характеризуется не только позитивными, но и негативными процессами. Некоторые исследова­тели склонны утверждать, что наступает кризис современной мировой циви­лизации. Он, по их мнению, охватил уже природу, экономику, политику, культуру. По их уверению, «третий мир, составляющий три четверти пла­нетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс

будет сопровождаться острыми конфликтами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами планеты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной цивилизации.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их послед­ствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпо­сылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, ге­нетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако гло­бальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, по­этому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существо­вания общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных во­просов, связанных с решением этого, составляет область философии гло­бальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обост­рению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социаль­ную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретичес­кий, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью обще­ства. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве гло­бальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества.

В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы:

1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в общест­ве естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные про­блемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом обще­социальной проблемы.

2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных про­блем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические пробле­мы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.

3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволя­ющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах проти­воречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данно­го подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их су­щественные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых под­ходов.

Основные черты глобальных проблем:

Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.

Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют се­бя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.

Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.

Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может привести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым, последствиям для всего человечества и среды его обитания.

Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами.

Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.

Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негатив­ный результат развития человечества. Причины их возникновения и обост­рения своими корнями уходят в историю становления современной цивили­зации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны - естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание гло­бальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

1. Они — нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество - природа». Глобальные про­блемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воз­действия общества на природу и огромным размахом хозяйственной дея­тельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными про­цессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразо­вательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.

2. Глобальные проблемы - результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также по­рождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического про­цесса. В современном обществе обостряется кризис, который является ре­зультатом деятельности самого человека, а поэтому имеет «антропогенный», социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая сту­пень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем не­совершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций также имела нега­тивные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи иногда за счет других народов, хищничес­кого природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные пробле­мы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрокра­тизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и ве­ли именно развитые государства.-

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности - это негативные итоги развития, прежде всего индустриальных государств с до­статочно совершенными властными структурами и духовностью общества.

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их, те­оретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последо­вательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными госу­дарствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка.

Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение

Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практиче­ски не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые страны, требует от них увеличения военных расходов и усиливает зависи­мость от высокоразвитых государств.

Можно ли предотвратить ядерную войну? Многие утвердительно отвеча­ют на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, установить но­вый миропорядок, который основывался бы на следующих исходных прин­ципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира как высших ценностей человечества;

- отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем;

- признание права за всеми народами свободно и самостоятельно выби­рать свой путь развития;

- понимание современного мира как целостного и многополюсного, как взаимосвязанного сообщества людей, естественного и необходимого способа существования земной цивилизации.

б) проблема рационального использования природных ресурсов и сохра­нения чистоты окружающей среды. Обеспечение человечества энергетичес­кими и сырьевыми ресурсами связано с природопользованием. Проблема состоит в том, чтобы экономно, планомерной справедливо для всех народов использовать природные ресурсы, сообща возобновлять те, которые можно воспроизводить (леса, плодородие земли и т.п.), а также своевременно пере­ходить к новым ресурсам, открывать их.

Проблема рационального использования природных ресурсов тесно свя­зана с проблемами сохранения чистоты воздушной среды, Мирового океана, глобальными климатическими изменениями, освоения ближнего и дальнего космоса, обеспечения населения качественными продуктами питания, сдер­живания отрицательного влияния этих проблем на физическое и социальное здоровье людей.

В связи с истощением традиционных, не возобновляемых ресурсов (нефть, уголь, газ, минералы и др.) данная проблема приобретает все более значимую роль в жизни человека и требует новых решений. Вопросы разведки, разработ­ки, транспортировки энергетических и сырьевых ресурсов сегодня стали мощ­ным фактором решения важнейших политических и экономических проблем, формирования нового экономического порядка. Возрастающая опасность эко­логической катастрофы является второй, после военной угрозы, проблемой, вставшей перед человечеством.

Важно отметить, что экологические проблемы проявляются и в системе: биосфера — человек. Главная особенность перемен во взаимодействии при­роды и человека была определена В.И. Вернадским. Он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощ­ной геологической силой».

Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью: в результате чрезмерных перегрузок на природные систе­мы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв и т.д.) происходит нарушение рав­новесия в естественных природных процессах. При этом негативное антро­погенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой де­градация естественной среды принимает необратимый характер. Основные направления решения экологических проблем:

Борьба с загрязнением окружающей среды.

Создание безотходных (чистых) технологий.

Рациональное использование энергетических, земельных и водных ре­сурсов.

Экономия используемых и поиск других ресурсов.

Совершенствование законодательной базы в области экологии.

3. Проблемы и дилеммы современной футурологии

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. Перспективы развитая человеческой цивили­зации активно обсуждаются и на пороге XXI века. В настоящее время пла­нетарное общество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выра­ботать новую модель развития. Последние десятилетия характеризуются интеллектуальным штурмом этих проблем.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным императивом, от которого зависит судьба циви­лизации. Оно особенно необходимо из-за возникновения и обострения гло­бальных, региональных и внутригосударственных проблем.

Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

~ исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и буду­щих поколений:

™ интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социаль­ных конфликтов, переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий:

человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатом, так и более отдаленных последствий своих действий;

исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мо­тивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Философия решает ряд методологически значимых проблем современ­ной футурологии:

Обосновывает понятие «предвидение» и реальный прогностический процесс.

Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее, обозримое будущее, отдаленное будущее, его признаки и процессы.

Разрабатывает научные критерии предвидения.

Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию, ис­торическую аналогию, компьютерное моделирование, сценарий будущего, экспертные оценки.

Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс, прогностический процесс, завершающий (итоговый) процесс.

Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые, аналитические, нормативные, прогнозы-предостережения и др.

К разработке футурологических концепций привлекаются крупнейшие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, физики, вид­ные политические и государственные деятели. Возрастающий интерес к бу­дущему в эпоху современной научно-технической революции, помимо от­меченных выше причин, объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись степенью решения гло­бальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретиче­ские модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового разви­тии. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) экопессимистическое (антисциентистское);

б) технооптимистическое (сци­ентистское);

в) альтернативистское.

Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энергети­ческих, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX — начала XX веков. Течение представлено:

-концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер);

-теорией «технологического пессимизма» {Ж. Эллюль, Э.Фрош, Г.Мюллер. Б.Скиннер и др.);

-концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер);

-антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);

-учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А.Азимов, Ч. Мозер).

Технооптимистаческое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление совре­менной футурологии. Технооптимистаческое течение сформировалось в ре­зультате критики широкой научной общественностью чэкотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического те­чения связан также с растущим" осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения.

Основные концепции технооптимистического направления:

- «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилизации (Г. Кап, Н. Луман);

концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис);

«стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы XX в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестрой­ки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей-

Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широ­кий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и по­литических партий. Его представители в равной степени отвергают как по­роки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пыта­ются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма значительна про­слойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.