Синергетика как теория самоорганизации.

Закон отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Сущность диалектики и ее основные принципы.

 

1. Сущность диалектики и ее основные принципы.

1)Диалектика – в современном значении это понятие, которое обозначает философскую науку о наиболее общих или всеобщих законах развития общества, природы, мышления и познания.

Таким образом, диалектика – это теория развития, вскрывающая и познающая посредством категорий универсальные связи бытия.

Диалектика – это учение о всеобщей связи природы, общества.

Исторические формы диалектики:

-1)Античная диалектика (Гераклит).

-2)Древнекитайская диалектика (Учение Дао – Дао путь, которым ходят люди)

-3)Идеалистическая диалектика (Гегель).

-4)Материальная диалектика (Маркс).

Формы диалектики:

-1)Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития.

-2)Субъективная диалектика – это отражение в сознании людей этих законов, которые стали законами мышлении или диалектической логики. Сознательно примененная логика процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом.

Объективна и субъективная диалектики ­ - это не две разные диалектики, это одна, имеющая разные формы.

-метафизика.

- у Аристотеля метафизика – это первая философия, которая рассматривает сущее как таковое.

- начиная со Средневековья и до наших дней метафизикой называют учение о сверхъестественных духовных первоначалах бытия, наука о том, что пребывает за пределами границы бытия.

- Гегель и последующие философы метафизикой обозначили метод познания, который рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно.

категория – это предельно общее понятие, которое отображает наиболее общие существенные свойств, связи и отношения предметов и явлений реального мира. Каждая наука имеет свою систему категорий. Основные: материя, бытие и т. д.

-закон – это существенная необходимая повторяющаяся связь между явлениями и процессами бытия. Закон устанавливает причинно-следсвенную связь.

-развитие – это философская категория, которая отображает единство прогрессивных усложняющихся и регрессивных нисходящих качественных изменений, которые характеризуются необратимостью, противоречивостью и неодолимостью нового в процессе самого движения и саморазвития.

-принцип – это основные исходные положения как-либо теории или науки. Принципы диалектики – это всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которое имеет исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

Основные принципы диалектики:

Принцип всеобщей связи: В бытии все взаимосвязано. Принцип связи порождает и другие принципы диалектики:

-принцип детерминизма;

-принцип противоречивости;

-принцип преемственности;

-принцип необходимости.

Принцип развития: В реальном бытии все не только движется, изменяется, но и переходит от одного качества к другому, то есть развивается, имеет всеобщий универсальный характер.

Принцип связи ориентирует на то, что реальные связи не приносятся из неоткуда в бытие, они присущи самому бытию. Основную роль играют внутренние связи.

 

2.Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоречие – это то, что на самом деле движет миром.

Противоположности – это:

1)два направления, которые предполагают друг друга ( «+» и «-» ).

2)два направления, которые исключают друг друга.

3)тождественные в измерении (рис.1)

Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно существуют, а образуют диалектическое единство, обуславливая друг друга.

Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей, которое образует в объектах внутреннее напряжение, противоборство, внутреннее беспокойство.

Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны, взаимодействие противоположностей определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.

В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы:

1) тождественность;

2)отличие;

3)этап выявленных противоречий;

4)конфликт;

5)разрешение противоречий.

 

Классификация противоречий:

1)внутренние противоречия (играют ведущую роль при определении источника развития).

2)внешние противоречия (между системами).

3) основные и не основные, главные и неглавные противоречия.

 

Методологическое значение закона: он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

Субъективизм трактовки противоречивости:

теория софистики;

теория эклектики.

 

2.Закон перехода количественных изменений в качественные.

Данный закон отвечает на вопрос о механизме движения, механизме развития.

Основные категории закона:

Качеством называет то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей и в то же время связывает с вещами этого рода. Теряя качества, предметы и явления перестают быть тем, чем они были прежде.

Качество вещей проявляется через их свойство. Качество и свойство понятия близкие, но не тождественные. Свойств у предмета бывает множество, качество же характеризует предмет в целом. Качество – это совокупность существенных определенных свойств.

Количество – это величина предметов: объем, вес, форма. В отличие от качества изменение количества в определенных границах не ведет за собой существенных изменений в предметах. Для определения количественной стороны предмета его содержание не имеет значения.

Количество и качество характеризует предметы с разной стороны, но они диалектически связаны. Их единство сеть мера.

Диалектика считает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новые качества появляются не на пустом месте. Сначала в рамках старого появляются незаметные количественные изменения и до определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество. Однако наступает такой момент, когда количественные изменения превращаются в качественные.

Переход количества в качество – всеобщий закон развития природы, общества и мышления. Переход количества в качество в развитии общества проявляется в переходе от эволюции к революции. Переход от старого качества к новому есть скачок.

 

4. Закон отрицания.

Категорию «отрицание» ввел в философию Гегель. Но Гегель вкладывает в отрицание чисто идеологический смысл. Продолжая его идеи, Маркс и Энгельс сохранили термин «отрицание» и истолковали его материалистически.

Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицания. Метафизика считает, что отрицание – это отбрасывание, абсолютное отрицание старого. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает начисто старое, а сохраняет все лучшее, что в нем имелось. Но не только сохраняет, а также перерабатывает, поднимает на более высокую ступень. Диалектика рассматривает отрицание не как уничтожение, отвержение чего-либо, а как момент развития. Если мы анализируем какой-то момент действительности, то нельзя однозначно сказать старое это или новое, так как оно представляет собой диалектическое единство. И, тем не менее, новое – это преобразованное старое. Нельзя отрицать полностью старое (отрицать старое нигилистически). Новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового. Замена старого новым обозначается термином «отрицание», что означает:

1)Это результат внутренней противоречивости вещей и явлений. Это то, что им присуще само по себе. Это само отрицание.

2)Диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно. Оно представляет единство уничтожения или разрушения и возникновения, создания нового.

3)Отрицание конкретно и разнообразно. Все зависит от того какова природа вещи и условия развития.

Итак, диалектическое отрицание характеризуется двумя существенными чертами:

1)Оно есть условие и момент развития. Это означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких-то новых более совершенных форм, есть отрицание.

2) Отрицание – это момент связи старого и нового. Это означает, что отрицание, сохраняя все ценное и положительное, что было накоплено в явлении на предшествующих стадиях, одновременно уничтожает устаревшее, все то, что мешает дальнейшему развитию. Новое в качестве отрицания старого не просто уничтожает его, а как бы снимает. Термин «снятие» и означает диалектическое отрицание. Предшествующее одновременно и отрицается, и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле:

а) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм.

б) все, что сохраняется на предшествующей ступени развития, переходит на последующую ступень в преобразованном виде.

Таким образом, для диалектического понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития.

С возникновением нового развитие не прекращается и всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки для возникновения еще более нового. И как только эти предпосылки возникнут, то снова наступает отрицание. Но это уже отрицание отрицания, то есть это отрицание того, что раньше преодолело старое, замена нового еще более новым. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний.

Поскольку высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, умножая то, что является более высоким достижением, развитие приобретает поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.

Закон отрицание отрицания характеризует развитие не как определенный путь с возвратом в определенную точку, не как полное отсутствие чего-либо между полными стадиями.

Законы диалектики дают возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать или мешать становлению нового.

 

5. Синергетика как теория самоорганизации.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде фило­софской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике в последней трети XX в., а затем приобрела мировоз­зренческий статус. Основоположниками синергетики считают­ся Г. Хакен и И. Пригожий.

Термин «синергетика» происхо­дит от греческого «sinergia» — сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент тео­рией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем.

Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибутив­ных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно — способность к самоорганизации. Как пишет Г. Хакен, принципы самоорганизации распространяются « от морфогенеза­ в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до косми­ческих масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций».

Исходный принцип синергетики - различие процессов в откры­тых и закрытых системах. Напомним,

что в замкнутых систе­мах вектор протекания процессов направлен от упорядоченно­сти через равновесное состояние к хаосу.

в открытых системах наблюдаются обратные процессы, когда при определенных ус­ловиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядо­ченные структуры.

Основными характеристиками процессов

в замкнутых системах являются равновесность и линейность,

в открытых — напротив, неравновесность и нелинейность.

В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые сис­темы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые сис­темы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира.

Главное свойство открытых систем — неустойчивость.

Опираясь на это знание, синергетика предлагает следующее объяснение механизма возникновения порядка из хаоса. Пока система находится в состоянии термодинамического равнове­сия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур не способны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднознач­ным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изме­нений, называется точкой бифуркации (разветвления). В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний: ничтожно малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям.

Таким образом, под влиянием энергетических взаимодей­ствий с окружающей средой в открытых системах возникают так называемые эффекты согласования, когда различные эле­менты начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое со­гласованное поведение синергетика называет когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникно­вения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включа­ется в дальнейший процесс самоорганизации материи. Таким образом, внешние взаимодействия оказываются фактором внутренней самоорганизации систем, которые, в свою очередь, способствуют самоорганизации других систем и т.д. Сами про­цессы самоорганизации характеризует нелинейность, наличие обратных связей, открывающих большие возможности управ­ляющего воздействия.

Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстриру­ет высокую степень организованности и порядка, т.е. синерге­тика последовательно опровергает теорию тепловой смерти Вселенной. Кроме того, поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бы­тия, это позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни как процесс са­моорганизации неорганических систем. И. Пригожий в книге «Порядок из хаоса», своего рода манифесте синергетики, ут­верждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимос­ти материальных процессов, трансформирует привычное пред­ставление о времени, позволяет иначе понять характер и сущ­ность энтропийных процессов, т.е. радикально меняет стиль мышления о реальности.

 

Лекция 14. Категории диалектики