Архитектура

- Пирамиды Среднего царства стали гораздо меньших размеров, чем в период Древнего царства

- Появилась новая форма архитектуры – усыпальницы. Они были вырублены в скалах; в них было больше росписей, чем в пирамидах. Усыпальницы стали сокровищницами произведений искусства (например, около селения Бени-Гасан).

- Первый в истории цивилизации лабиринт, созданный при фараоне Аменемхете III; греки произносили имя этого фараона как «Лабир», и отсюда пошло название такой архитектурной формы, как лабиринт. В Древнем Египте это было колоссальное здание (72 тыс. м²) со множеством помещений, окруженное высокой колоннадой. Помещения были наружные и подземные, там располагалось захоронение фараона и гробницы «священных крокодилов». Назначение лабиринта - заупокойный храм, рядом была пирамида и статуи самого фараона (почти все эти строения исчезли). Находился лабиринт в Фаюмском оазисе. Он включал в себя пирамиду и храм мертвых.

- Начали строиться большие храмовые комплексы в Карнаке, посвященный богу Амону, позже каждый фараон достраивал этот комплекс

- Строились солнечные храмы, в центре которых находился высокий обелиск, его верхушка была покрыта медью, он был символом солнечного луча

Форма храмов данного периода:

- египетские храмы периода Среднего царства строились в форме удлиненного параллелограмма, фасад их был направлен к Нилу, от Нила к храму вела аллея сфинксов из красного песчаника, на цоколе храма тоже располагались небольшие сфинксы.

- у входа в храмы всегда стояли обелиски, на их гранях были надписи истории жизни и деятельности фараонов, обелиски сужались к верху, заканчиваясь маленькой пирамидой

- рядом с храмом располагались колоссальные сидячие фигуры

- ворота храма были пилонами – это башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды, пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в храм

- пилон украшали мачты с вымпелами

- карниз над стенами был с изваяниями пальмовых листьев

- над входом в храм была эмблема солнца в виде диска и изображения уреев – змей и крыльев

- ворота храма вели во двор без крыши

- вдоль боковых стен располагались ряды колонн, двор тоже пересекала колоннада, ведущая ко второму пилону (проходу), дальше располагался огромный крытый зал со множеством колонн, потом опять новый пилон и через него – выход в узкий открытый двор, который был переходом к главному храму; затем шел 4-ый пилон, перед ним были обелиски, а сзади него – открытая галерея с примыкавшими к ней комнатами, дальше располагалось Святилище, в нем были комнаты жрецов по бокам.

Весь храм развивался по лестнице, поэтому дорога к храму была в постоянном подъеме по лестнице. Общий вид выглядел как вытянутый ряд пристроек. Главная архитектурная идея такой храмовой конструкции: «тройное небо» = храм как три ящика, расположенные один в другом.

Капище – место храма, предназначенное для установки изображений богов и иных сакральных предметов, это наиболее древняя часть храма, все части храма строились в разное время.

Колонны в храмах состояли из трех частей: абак (верх), ствол, база (низ).

Капители (верхняя, венчающая часть колонны) были в разных формах: пальмовая ветвь, лотос, цветок папируса, человеческая голова.

 

Живопись:

- Изображение рыбной ловли, охоты, сбора плодов, пищи, изображение животных и птиц (знаменитая роспись «Удод»). Сохранилась уникальная роспись охоты на уток в динамике изображения ветра, полета, движений животных. Это изображение были удивительно динамичными, оно изображали охоту, животных, растения в движении: тростник сгибается от ветра и от того, что в него врезается лодка, кошка помогает своему хозяину охотиться на диких уток, и в прыжке ловит сразу трех: зубами, передними лапами и задними лапами.

- Расцвет местных художественных школ, росписи в усыпальницах – возле селения Бени-Гасан

 

Скульптура:

- Деревянные статуэтки, напоминающий детские игрушки: это были слуги, пахари, прачки, пастухи, воины, лодочники

- Статуи фараонов – в царских гробницах (Аменемхет III, XIX до н.э., Сенусерт III), эти статуи фараонов впервые были предназначенные для всеобщего обозрения, следовательно, это потребовало больше воссоздания портретных черт

- Царские сфинксы возле храмов и гробниц, небольших размеров

 

Ювелирное искусство:

Расцвет ювелирного искусства приходится на Среднее царство, примерно XIX в. до н.э. Образцы этого искусства сохранились в погребении дочери фараона Ситхатор:

- ларец для драгоценностей,

- зеркало,

- сосуды для благовоний,

- блюдце из серебра,

- ожерелье, кольцо, подвеска,

- золотой обруч с уреем для головы,

- пояс из золотых раковин

Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота, украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, имеет очень гармоничную художественную форму.

Изображения жука скарабея был символом солнца и воскресения из мертвых.

 

Литература:

- роман-сказка «Приключения Синухе» (2000 г. до н.э.),

- дидактическая литература - «Поучения царя Аменхотепа»,

- история Египта «История Синухета».