Религиозный пантеон Древнего Египта
1. Ра – бог Солнца, владыка мира (Бог Сарапис становится главным после 332 года, после завоевания Египта Александром Македонским, при котором древний Египет продолжал самобытно развиваться, обогатив свой стиль элементами эллинского искусства) объединивший в себе египетские и греческие черты)
2. Амон – бог Творец
3. Анубис – бог мертвых
4. Пта (Птах) – бог художников и ремесел;
5. Сохмет ( в ее образе - голова львицы ) – богиня медицины, супруга Птаха
6. Осирис – бог плодородия и потустороннего мира
7. Исида – сестра и супруга Осириса, богиня воды и ветра
8. Маат – богиня истины, космического миропорядка, дочь Птаха, символ космической нравственности, позже - истина, искреннее самопознание.
9. Хатхор (Хатор) – богиня любви и радости
10. Тот – бог мудрости и Луны ( в образе павиана)
11. Хапи – бог Нила
12. Сиа – бог познания
13. Гор (сокол ) – сын Осириса, позже – царь на земле
14. Нут – богиня неба (звезды – ее дети)
15. Геб – бог земли (Осирис – сын Нут и Геба )
16. Сарапис (бог после 332 года )
Почти все древнеегипетские боги – зооантропоморфные, то есть являющиеся и животными, и людьми одновременно. Например, супруга Птаха – Сохмет имела голову львицы, Тот – это павиан. Боги имели свое священное животное, у Гора это был сокол. Масса священных животных в Древнем Египте. Считали, что фараона мать рожала от бога Ра.
Кроме того, в разных городах Древнего Египта усиливался культ местных богов, вместе с ростом городов они становились обще египетскими:
- Ра – г. Гелиополь
- Птах – г. Мелидонс
- Тот – г. Гермопоть
- Амон – г. Фивы
Единственный раз за всю историю Древнего Египта (примерно в 1360 г. до н.э., в период Нового царства) фараон – еретик, революционер, реформатор по имени Эхнатон ввел на два десятка лет монотеизм. Это был культ только одного бога – бога солнца в образе самого солнца, солнечного диска, и он дал ему имя Атон. Это была первая в истории человечества попытка монотеизма, она была жестоко уничтожена после смерти реформатора его врагами – жрецами. Остался «Гимн солнца» Эхнатона - мы бы могли назвать его молитвой, это гимн очень напоминает христианское единобожие: «Сколь же многочисленны твои дела, сокрытые от очей людских, ты, единственный бог, кроме которого нет никакого другого… Ты ставишь каждого на место его, печешься о его нуждах, и у каждого есть его еда, и дни жизни его сочтены тобою»
Основные города-поселения ( с юга на север, вдоль Нила ):
- Абу – Симбел
- Луксор
- Карнак
- Фивы ( Дейр-эль-Бахри в Фивах)
- Ахетатон
- Бени-Гасан
- Фаюм
- Саккара
- Мемфис
- Гиза
- Александрия
4. Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.)
г. Мемфис становится политическим центром, позже развивается город Гераклеополь. Эпоха древнего царства считается «золотым веком» египетского искусства.
- Объединение Верхнего и Нижнего Египта
- Создание письменности
- Создание светских законов
- Создание Религиозных законов
- Разработка принципов художественного творчества
Со временем – искусство Древнего Египта не менялось из-за
- религиозно-культурной замкнутости
- презрительного отношение к иностранцам, поэтому нужно было сохранить неприкосновенность художественных форм.
Условность художественного изображения ярко выражается в показе божеств Древнего Египта, где последовательно идут разные ступени развития религиозно-мифологического мышления. Это фетишизм → потом политеизм → потом поклонение и обожествление животных (тотемизм). После все это облекалось в форму высшей идеи, основанной на путанице образов: например, человеческое тело + птичья голова, львиное туловище + человеческое лицо и т.п.
Древнее царство имело несколько периодов своего развитя:
I. Тинитская эпоха ( I и II династии ): 2850 – 2650
- ограничение страны от других народов, изоляция
- борьба с бедуинами на Синайском полуострове
II. Эпоха пирамид ( III – VI династии ): 2650 – 2190
- политический центр – г. Мемфис
- пирамида Джосера ( архитектор Имхотеп );
- IV династия → пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерин (пирамиды Гизы )
- V династия: религия Солнца, бог Ра, г. Гелиополь, державная религия
III. VI династия: усилние власти местной знати; ослабление власти фараона; независимость юга; духовный кризис,
IV. Переходный период ( VII – X династии )
- Эпоха г. Гераклеополя - место усиления местных властей
- Фараон – абсолютная власть, воплощение бога-сокола Гора (с IV династии Гора считают сыном Ра)
- Страна делится на провинции – номы под управлением номархов
- Нет постоянного войска
- Натуральное хозяйство
- Налоги – зерно и скот
- Правопорядок обеспечивается судом
- Внешние связи: Сирия, Пунт (Сомали), Ливия, Палестина
- Религия: сначала – культы звероподобных божеств, божество с телом человека и головой животного; потом - религия солнца;
- Календарь: начало года – середина июля, когда начинался разлив Нила