Космология Древнего Египта

Религия и мифология Древнего Египта

Периодизация истории Древнего Египта

В III веке до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке историческую книгу, уникальную «Историю Египта». В этой книге мы находим периодизацию истории Древнего Египта, в которой основными периодами являются периоды Древнего, Среднего и Нового царств, и два промежуточных периода: Раннее и Позднее царства.

Вот периодизация Манефона:

- Раннее царство – 3100 – 2800

- Древнее царство – 2800 – 2160

- Среднее царство – 2134 – 1786

- Новое царство – 1575 – 1087

- Позднее царство – XI – V вв.

 

В сокращенном и упрощенном виде периодизацию Древнего Египта представляют так:

Древнее царство: XXVIII – XXIII вв. до н.э.

Среднее царство: XXII – XVIII вв. до н.э.

Новое царство: XVII – XI вв. до н.э.

 

Кроме того, Манефон перечислил 31 династию фараонов. Легендарный царь Менес основал I династию фараонов Древнего Египта. Созданный в XV – XIV в. «Абидосский царский список» дает перечень всех фараонов Древнего Египта.

Новая периодизация истории культуры Древнего Египта с т. з. современных исследователей: три царства (Древнее, Среднее и Новое), кроме того есть два междуцарствия (переходных периода), потом идет Поздняя эпоха (714 -332 до н.э.), потом – эпоха завоеваний Александра Македонского

I. Древнее царство - 2850 – 2040 гг до н.э

II. Первое междуцарствие (переходный период) - (7 – 10-е династии)

III. Среднее царство - 2040 – 1570 гг до н.э.

IV. Второе междуцарствие (переходный период) – (13 – 14-е династии )

V. Новое царство - 1570 – 715 гг до н.э.

VI. Поздний период – 715 – 332 гг до н.э.

VII. Александрийский (эллинский) период – 332 – 30 гг до н.э (день смерти Клеопатры – последней царицы Древнего Египта – это был и день смерти Древнеегипетской цивилизации и культуры)

 

Она была основана на древнеегипетской мифологии, религии и заупокойном культе, а также на культе жизнедающей реки Нил.

В системе мироздания древних Египтян был сплошной Нил: на земле, на небе и под землей – везде протекал бесконечный Нил.

На земле – это была реальная река Нил, на небе – это был небосвод, небесный Нил, под землей – протекал подземный Нил царства мертвых.

Обожествлялась природа Нила и солнца. Нил олицетворял собой бог Хапи. Вселенная включала в себя Нил небесный, где плывет на своей золотой лодочке бог солнца Ра. Но каждый вечер он заплывает за горизонт, день заканчивается, и Ра пересекает линию горизонта и дальше плывет по подземному Нилу, где сражается с чудовищем, духом зла и тьмы образе змея Апопа. Это извечная борьба добра – света, солнца, дня со злом – тьмой, ночью, страхом, и эта борьба всегда заканчивается победой Ра. Иначе бы наутро солнце – а именно бог солнца Ра не выплыл бы на своей лодочке из подземного Нила в Нил небесный – на небосклон, где солнце неизменно появляется на рассвете каждое утро, и наступает новый день. Если бы хоть раз Ра не победил бы Апопа – день бы не наступил, началась бы сплошная ночь…

И еще одно важнейшее божество было в религиозно-мифологическом сознании древних египтян – это Осирис. С ним связана основополагающая легенда о происхождении Египта и его египетского пантеона.

Осирис – бог плодородия, бог умирающей и воскресающей природы, царь Египта. Осирис олицетворяет Нил после воскрешения, после разлива и обеспечения тем самым жизни людей. Его сестра и супруга Исида – богиня плодородия, воды и ветра. Бог Осирис, подобно древнегреческому Прометею, научил людей возделывать землю, разводить сады, строить города, печь хлеб. Гор – его сын, позже Осирис передал богу Гору царский престол на земле, а сам удалился в царство мертвых, став владыкой и судьей в загробном мире.

Миф о рождении Осириса был одновременно мифом о происхождении страны Древнего Египта. Нут и Геб (божества неба и земли) родили Осириса, он получил египетский престол, стал древнеегипетским Прометеем. Его убил Сет, брат Осириса и Исиды, но Исида – жена и сестра Осириса его похоронила, потом от уже умершего мужа родила сына Гора, он вырос и воскресил отца, отомстил и победил Сета. Но связь с царством мертвых осталась у Осириса навсегда, так как он там побывал и вернулся. С IV династии (то есть еще в начале периода Древнего царства) Гора считают сыном богам солнца Ра, так как уже в Среднем царстве главным становится бог солнца – Амон, позднее он называется Ра. Осирис – главный бог только для периода Древнего царства.

Осирис в период Древнего царства – это покровитель богатых и бедных, вершитель судеб человеческих в загробном мире. Было множество его различных изображений:

- мумия, сквозь которую прорастают злаки

- восседающий на троне владыка

- на его голове – корона фараона, его ноги – спеленаты (≈мумия), в его руках – жезл и плеть - символы власти

- корона из стеблей папируса, сидит среди деревьев и виноградной лозы

- тело и лицо Осириса окрашены в зеленый цвет, как у растений

Среди множества богов главная роль отводилась солнечным божествам. В Новом царстве Ра сливается с богом-творцом Амоном, и получается новое имя бога - Амон-Ра. Фараон носил титул «сын Ра», а позже каждый фараон считал себя Осирисом.

Господство Мифа строилось на синкретичности древнего религиозно-мифологического сознания, которое было объединением религиозных, этических, эстетичных, юридических, политических представлений. Первобытный синкретизм соединял в себе реальное, воображаемое и фантастическое.