Развертывание коммерческого производства.

Испытание в рыночных условиях.

Разработка товара.

Цель этапа – создание удачного прототипа товара, который воплощал бы в себе все основные функциональные характеристики. Кроме того, при его разработке необходимо учитывать расчетные психологические характеристики.

До данного этапа фирма имела дело с "идеальным" товаром, и только с этого этапа начинается воплощение товара в материальную форму. Иными словами компания создает товар в реальном исполнении. На создание удачного прототипа могут уйти дни, недели, месяцы и т.д. Затем переходят к следующему этапу его испытанию.

Цель данного этапа – проверка товара на соответствие рыночным требования для того, чтобы принять решение о начале серийного производства.

На этом этапе ограниченная партия товара и маркетинговая программа испытываются в обстановке, максимально приближенной к реальной, чтобы выявить взгляды потребителей и дилеров на товар, а также определить потенциальную емкость рынка (регулярность покупок, поводы, средний размер покупаемой партии товара и т.д.). Для проведения испытаний намеренно выбирают несколько различных сегментов рынка для того, чтобы получить всестороннюю картину спроса. Этот этап еще называют генеральной репетицией перед выходом на рынок.

Если результаты испытаний (пробного маркетинга) удовлетворяют компанию, то она приступает к завершающему этапу процесса разработки нового товара. Если нет - корректирует стратегию маркетинга.

На данном этапе фирма-продавец должна решить, когда, где, кому и как продавать товар.

1. Когда - во-первых, следует принять решение о своевременности выпуска товара на рынок. Оптимальным является период максимального потенциального спроса на товар, особенно это важно для товаров, обладающих сезонностью потребления.

2. Где - во-вторых, фирма должна решить следует ли выпускать товар на рынок в какой-то одной местности или одном регионе, в нескольких регионах или в общенациональном масштабе. Исходными материалами для принятия этих решений являются результаты испытаний в рыночных условиях. В том случае, если предусматривается последовательное проникновение на различные сегменты рынка, составляется специальный график.

3. Кому - в рамках этого решения фирма должна выбрать наиболее выгодные сегменты, которые должны обладать следующими характеристиками:

– состоять из приверженцев товара;

– эти приверженцы должны быть активными потребителями;

– их мнение должно быть весомым;

– они должны быть доступны для эффективного охвата при относительно небольших затратах.

4. Как - на заключительном этапе фирма должна разработать план действий для последовательного вывода товара на рынок.

Создав товар и выпустив его на рынок, компании должны позаботиться о том, чтобы продукт как можно дольше пользовался спросом у покупателей и, как следствие, принес бы доходы, не только окупающие затраты по его созданию, а также и средства, необходимые для дальнейшего развития фирмы. Решение этой задачи базируется на знании концепции жизненного цикла товара, которую предложил американский ученый Т. Левитт.

Жизненный цикл товара– это время, в течение которого товар находится на рынке.

Основу концепции ЖЦТ составляют следующие положения.

1. Любой товар пользуется спросом и приносит прибыль только в течение определенного периода, затем (рано или поздно) вытесняется с рынка другим, более совершенным или менее дорогим товаром.

2. ЖЦТ характеризуется динамикой двух показателей: объем продаж и размер валовой прибыли. Изменение темпов роста этих показателей отражает реакцию рынка на товар и позволяют выделить ряд стадий ЖЦТ: внедрение, рост, зрелость и насыщение, упадок.

3. Продолжительность ЖЦТ в целом и его отдельных этапов зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка.

4. С помощью инструментов маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть продлен, либо сокращен.

Типичный жизненный цикл товара состоит из четырех этапов:

1. Этап внедрения товара на рынок — на этом этапе начинается непосредственное знакомство потребителей и дилеров с товаром. Это период медленного, но неуклонного роста объема продаж по мере выведения товара на рынок. Небольшие темпы роста связаны с тем, что первые покупатели новинок – это, как правило, новаторы и ранние последователи, доля которых в общем составе потенциальных покупателей составляет около 16 %. В связи с большими затратами компании в период разработки товара и во время внедрения на рынок, прибыль на этом этапе отсутствует. Однако в этот период у производителя есть преимущество: конкурентов либо нет совсем, что позволяет ему диктовать свои условия рынку, либо их количество незначительно.

Основная задача компании в этой фазе жизненного цикла – быстрее преодолеть стадию внедрения. Для этого компании стремятся предоставить потребителям максимальное количество разнообразной информации о полезности и преимуществах товара, стимулируя спрос.

См. кривую типичного жизненного цикла товара:

 
 

 


2. Этап роста— период признания товара рынком, а следовательно, быстрого роста объема продаж и прибыли. Причем в начале этого этапа темп роста ускоренный, а в конце замедленный. Ускоренный рост объемы продаж вызван присоединением к первым категориям покупателем большой группы – «раннего большинства», доля которых в общем составе потребителей составляет приблизительно 34%. Появление прибыли на этом этапе связано с тем, что издержки по стимулированию сбыта приходятся на больший объем продаж при одновременном снижении затрат на производство. На этом этапе возрастает конкуренция, но конкуренты, как правило, еще не опасны, так как они производят товары-копии и у фирмы все еще имеется возможность для использования монопольного преимущества.

Для максимального увеличения периода роста фирма может использовать несколько приемов:

– повышение качества нового товара, придание ему дополнительных свойств;

– проникновение в новые неосвоенные сегменты рынка;

– использование новых каналов распределения;

– переориентировка части рекламных усилий с распространения осведомленности о товаре на стимулирование повторных покупок;

– своевременное снижение цен (обычно к концу этапа).

3. Этап зрелости и насыщения— это самый длительный этап, на котором товар переходит в разряд традиционных, т.е. становится хорошо известным рынку. Его главной особенностью является стабилизация показателей-индикаторов (прибыли и объема продаж) на высоком уровне в начале периода и медленное, но неуклонное сокращение их величин к концу этапа. Это объясняется тем, что следом за ранним большинством покупателями товара становится так называемое «позднее большинство», их доля составляет также около 34%. Они и обеспечивают компании высокие показатели продаж в начале этапа. А для новаторов и ранних последователей традиционный товар перестает представлять интерес, и они начинают переключаться на товары конкурентов, которые являются сравнительно новыми для рынка. Их примеру следует часть раннего большинства, что отражается на объеме продаж и прибыли компании во второй фазе этапа зрелости и насыщения. Необходимо отметить, что данный период характеризуется максимальным накалом конкурентной борьбы.

Основные задачи компаний в стадии зрелости и насыщения: сохранить отличительные преимущества своего товара в условиях жесткой конкуренции, отстоять свою долю рынка и не допустить перехода товара в стадию упадка.

Для «оживления» спроса и максимального увеличения продолжительности данного этапа необходимо:

– модифицировать рынок (частичное перепозиционирование товара);

– модифицировать товар (повышение качества, придание товару новых свойств, таких как универсальность, безопасность, удобство использования и т.д., улучшение внешнего вида);

– модификация комплекса маркетинга (снижение цен, стимулирование повторных покупок, интенсификация рекламных усилий, расширение комплекса оказываемых услуг и т.д.).

4. Этап упадка— этап ЖЦТ, характеризующийся потерей рынком интереса к товару. Об этом сигнализирует быстрое падение объема продаж и прибыли, в ряде случаев появление убытков, рост объема складских запасов. Основной тип покупателя – это консерваторы или «инертные» (16%). Этап также характеризуется незначительным количеством конкурентов или их отсутствием.

Фирмы в большинстве случаев заинтересованы в скорейшем прохождении данного этапа, для этого они могут использовать следующие стратегии:

1. Стратегия «пожинания плодов» — в рамках этой стратегии минимизируются все виды издержек, выпуск товара прекращается, а запасы распродаются по максимально низким ценам.

2. Стратегия продолжения выпуска — в рамках этой стратегии производство товара поддерживается на минимальном уровне, но осуществляются активные работы по совершенствованию и модификации товара.

Такая стратегия применяется в том случае, если падение спроса на товар связано не с исчерпанием ресурсов самого товара, а носит циклический или конъюнктурный характер и в ближайшее время следует ожидать оживления спроса.

Мы дали характеристику этапам типичного жизненного цикла товара, который имеет большинство товаров. Но существуют и другие формы кривых жизненного цикла, например, мода, увлечение, фетиш (провал), …, …, гребешковая кривая и т.д.:

 

Каждая фирма продает самые разнообразные товары, которые могут находиться на различных этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одними товарами может быть успешной, а продажа других может создавать определенные проблемы.

Поскольку фирмы продают свои товары на разных рынках, то может оказаться, что один и тот же товар находится на различных этапах жизненного цикла в зависимости от рынка, на котором он продается. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность фирмы как в рассматриваемый период, так и в перспективе.

Для решения такой проблемы может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп». В этой матрице имеются четыре ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж всех аналогичных товаров конкурирующих фирм и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы. Соответственно, выделяются группы товаров: «звезды», «трудные дети», «дойные коровы» и «собаки».

«Звезды» занимают значительную долю на рынке и для них характерен высокий темп роста продаж. Они обеспечивают существенную прибыль фирме, но и требуют определенных затрат на поддержание темпов роста продаж.

При уменьшении последних «звезды» превращаются в «дойных коров».

«Дойные коровы» («Денежные мешки») имеют высокую долю на рынке и низкие темпы роста продаж. Такие товары имеют своих постоянных покупателей. Их трудно склонить к покупке аналогичных товаров конкурентов. Поэтому фирма может обеспечить значительные объемы продаж данных товаров без существенных затрат на маркетинг. Следовательно, она получает значительную прибыль, часть которой можно использовать для компенсации затрат, обусловленных производством и реализацией товаров других групп, в частности товаров «кошка».

 

 

«Кошка» («Трудные дети», «Знаки вопроса», «Вопросительные знаки», «Дикие кошки», «Проблемы», «Темные лошадки») имеют низкую долю на рынке и высокие темпы роста продаж. В данном случае доминирующее положение занимают товары конкурентов. Поэтому для сохранения или усиления позиций на рынке фирме требуются значительные средства. Перед тем как вкладывать средства, фирма должна определить, стоит ли ей участвовать в конкурентной борьбе.

Определенные проблемы имеет фирма и с товарами «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»). Несмотря на то, что товары этой группы длительное время находятся на рынке, объем их продаж невелик. Для них нет перспективы существенного роста продаж, а фирма несет значительные издержки, обусловленные производством и реализацией таких товаров. Поэтому она должна решить относительно каждого такого товара, следует ей обеспечивать его продажу на данном рынке или лучше уйти с рынка.

Таким образом, желаемая последовательность развития продуктов следующая: «Кошки» —> «Звезда» —> «Дойная корова» [и если неизбежно] —> «Собака».

Чтобы товарная номенклатура фирмы была оптимальной, она должна содержать товары, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, т.е. в разных ячейках матрицы «Бостон консалтинг групп». Используя эту матрицу, фирма может определить ведущую роль отдельных товаров по сравнению с аналогичными товарами конкурентов или выявить динамику развития рынков этих товаров.

 


[1] Решения об отдельных товарах (свойства товара, марочное название, упаковка, маркировка, сопутствующие услуги), Решения о товарном ассортименте, Решения о товарной номенклатуре – на самостоятельное изучение. См.: Арстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг: Пер. с англ. – М.: И.Д. «Вильямс», 2007. – С.351-372