Возникновение индуизма. Индуизм и кастовое деление общества.
Индуизм – национальная религия Индии.
Индуизм – это национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии (91%) и королевство Непал. Около 1 миллиарда верующих.
До начала 2-го века н.э. буддизм был господствующей религией в Индии. Индуизм возник в процессе соперничества буддизма с брахманизмом. В борьбе с буддизмом брахманизм приспособил свои культы к потребностям народа. Культы стали более демократичными. Появились публичные церемонии, обряды, места паломничества. Создали обряды народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное цучение об аватарах (воплощениях): каждое небесное существо может иметь свою земную аватару. Боги-спасители – земные боги как в буддизме. Наиболее популярными из них были Кришна (аватара Вишну), а в южной Индии – Рама.
Индуизм унаследовал от брахманизма:
- Деление общества на варны (по сословному признаку). Только теперь появились касты (деление по профессиональному признаку). Принадлежность к касте была наследственной. Кастовый строй в Индии просуществовал до 1955 года. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому признаку, однако на практике система каст остается живой и функционирующей.
- Роль брахмана как посредника в общении людей с богами.
Священные тексты индуизма делятся на две большие группы:
- тексты откровения
- тексты предания.
К текстам откровения относятся: тексты Вед. Они снабжены комментариями. Большинство ведических богов ушло в прошлое, так как они были слишком далеки от людей. Появились новые боги, более приближенные к людям.
Тексты Вед многослойны, так как создавались на протяжении двух тысяч лет (до середины 1 тыс. н.э). В Ведах содержатся гимны и песнопения богам, магические заклинания, жертвенные формулы, объяснения ритуалов. Завершают ведическую литературу Упанишады («сидеть и внимать наставлениям учителей»). Здесь содержится изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Упанишады также называют «Ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для традиции являются 108 упанишад. Они создавались примерно с 8-7 вв.до н.э. до 5-6 в.н.э.
К текстам предания относится индийский эпос, пураны и нормы поведения для разных социальных слоев. Из древнеиндийского эпоса наиболее популярны: «Махабхарата» и «Рамаяна».
Пураны – это сочинения богословского характера, в которых религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов.
Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект. Все признают авторитет Вед и верят в божественный характер сословно-кастовой системы. Индуизм включил в себя местные культы и богов. Обряды и поклонения богам самые разнообразные. Ритуализированы многообразные социальные и даже физиологические проявления жизни (цикл обрядов от зачатия до смерти); почти все культы имеют ярко выраженную эротическую окраску. Сексуальное воспитание начинается с рождения. В честь богов строятся храмы и изготавливаются статуи богов. Жрецы в индуизме называются брахманы, как когда-то в брахманизме. Вся жизнь индусов подконтрольна брахманам. Индуизм – религия
Главный Бог в индуизме называется Тримурти. Он представлен в трех лицах:
Брахма– бог-творец.
Шива – созидатель и разрушитель
Вишну – поддерживает мировой порядок
Это три различные грани одного и того же Бога. Брахма в культовой практике заметной роли не играет. В основном индусы поклоняются либо Шиве, либо Вишну. Выделяют два основных направления в индуизме:
1) шиваизм
2) вишнуизм
1) Шива – бог смерти, разрушения и созидания, изменения, ритма, танца. Это наиболее почитаемый бог. Энергия его направлена на разрушение и воссоздание мира. В культе Шивы на первом плане находится созидание. В храмах и в домашних алтарях имеются скульптуры Шивы. Он изображается сидящим в медитации. На лбу у него всегда закрытый третий глаз. У Шивы много рук. Рядом с Шивой находится скульптура его жены. У него было много жен: Сати, Парвати, Дурга, Кали. После смерти Сати Шива был неутешен в горе и боги предложили ему жениться на Парвати, но он отказался. Тогда бог любви Кама выстрелил в сердце Шиве. В это время Шива открыл свой третий глаз и сжег Каму, но стрела любви попала в сердце Шивы, он влюбился, женился, вновь воссоздал Каму. От брака с Парвати родился слоноголовый сын Ганеша, который призван сделать людей богатыми и счастливыми. У жены Дурги было 10 рук. Она олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. В честь Дурги в Бенгалии осенью каждый год устраиваются праздники. Однако больше всего индусы покланяются жене Кали. У нее третий глаз на лбу, звериный оскал лица, четыре руки, в ушах серьги из тел младенцев, а на шее ожерелье из черепов, в каждую руку вложено оружие. Она руководит демонами: может их насылать или останавливать. Она покровитель преступного мира. Только в честь Кали совершаются жертвоприношения (белый козленок). С другой стороны рядом с Шивой стоит скульптура бычка Нанди с подчеркнуто выразительными половыми признаками. К Шиве и его жене Кали приходят просить потомства бездетные женщины. Поклоняются его жизненной силе Шивы и мужскому началу. Этот культ выражается в форме почитания лингама, мужского животворящего начала. В храмах индусов и в домашних алтарях обязательно имеются столбовидные изваяния – лингамы. Женское начало символизируют круглые скобы, которая не дают лингаму упасть. Эту конструкцию называют йонилингам – это символ единства Шивы и его женской половины, это изображение первопричины их энергетического могущества. Существует также культ всех жен Шивы. Сводное название всех жен – Дэви. В честь Дэви построено множество храмов. С культами Шивы и его жен тесно связан культ бога Камы (бога любви). Еще в Древней Индии было разработано учение о трех ценностях:
· Духовно-религиозных
· Материальных
· Любовно-чувственных.
Искусством любви должен владеть каждый индийский мужчина. Индуистские храмы снаружи украшены барельефами со сценами из «Камасутры», скульптурами священных животных (слон, змея, обезьяна, бык) и скульптурными композициями из «Камасутры». Учиться искусству любви нужно в храмах у танцовщиц. В Индии есть каста танцовщиц – дэводаси (жрицы любви). Рожденные девочки получают профессию матери по наследству. Семья в Индии всегда была крепка благодаря богу Каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие браков по любви.
2) Вишну – бог, поддерживающий мировой порядок. Его основная функция – сохранительная. Почитатели Вишну ставят его скульптуру в домашнем алтаре. Он также, как и Шива сидит в медитации, однако у Вишну нет третьего глаза, но в отличии от Будды у него 4 руки. Шива также может изображаться в следующих обликах:
- Черепаха
- Рыба
- Вепрь (дикий кабан)
- Человек-лев (сфинкс)
- Карлик-великан
- Воин Парашурама
- Рама
- Кришна
- Будда
- Мессия Калка, приход которого ожидается.
Наиболее почитаемыми в вишнуизме являются Рама и Кришна. Когда усиливается зло и миру грозит опасность, Вишну нисходит на землю и действует в облике животного или человека-героя. Эти нисхождения называют аватарами. Обращаться к Вишну и прославлять его можно под разными именами. Они собраны в разделе «Махабхараты», который называется «Гимн тысяче имен Вишну».
Индуизм – это политеистическая религия, в которой много богов.
Индуизм признает циклический характер вселенной. Мир периодически разрушается и возрождается. Индуизм терпим ко всем формам духовного поиска. В индуизме также как и брахманизме, и буддизме есть понятия о сансаре (перерождение души в мире), о карме (закон воздаяния). Считается, что все зависит от соблюдения норм поведения для данной группы, касты. Браки между кастами запрещены, так как это может осквернить человека и в следующий раз он родиться в низшей касте – «неприкасаемых» или в образе животного.