Буддизм - первая мировая религия.
Лекция 2
Классификация религий.
Простая классификация религий сводится к делению их на 3 группы:
1) родоплеменные примитивные древние верования, бытующие среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия.
2) Национально-государственные религии (индуизм в Индии)
3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Все религии также можно разделить на две большие группы:
1) монотеистические, т.е. признающие существование единого Бога
2) политеистические (многобожие), поклоняющиеся множеству богов (буддизм, индуизм).
Также выделяют большую группу древних религий, основой которых является мифология. Мифы есть практически у всех народов мира. В мифологии как в ядре заложены и наука, и искусство, и философия, и религия. Период мифологии – это период детства человечества. В середине I-го тыс. до н.э. в сознании человечества произошла революция. Составление мифов практически прекратилось. В это время появилось сразу несколько религий: зороастризм, буддизм, даосизм, конфуцианство. Период мифологических религий закончился.
Необходимо отметить, что религии неодинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих кодексах морали и правилах поведения. Религии могут объединять людей, либо разъединять; вдохновлять на созидательный труд, на подвиги; призывать к бездействию, покою и созерцанию и т.д.
Отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.
- Ведическая религия древней Индии и брахманизм как предшественники буддизма.
- Возникновение буддизма. Ранний буддизм и его эволюция.
- Учение Будды. Основные идеи и направления буддизма.
- Буддизм в разных странах.
- Ведическая религия древней Индии и брахманизм как предшественники буддизма.
Для религиозной жизни Индии характерна преемственность. Предшественником буддизма в Индии являются ведическая религия и брахманизм.
Во II-м тысячелетии до н. э. в Индии появилась ведическая религия. Ее принесли с собой индо-европейские племена – арии. Священное писание этой религии называлось – «Веды». Считается, что Веды – это человеческое знание, возникшее путем божественного откровения. Веды не имеют единого плана, композиции. Это сборники гимнов, напевов, жертвенных формул, заклинаний и т.п. В ведических сборниках есть молитвы о долгой жизни, обретении детей, власти и богатства, сказки, басни и др. Ведическая литература обширна (тысячи отдельных произведений), складывалась на протяжении столетий, передавалась из поколения в поколение в устной форме. Веды были записаны довольно поздно. Составлены они на санскрите - древнеиндийском языке. Этот язык ученым-востоковедам известен, а потому ведическая литература подробно изучается. Имеются 4 основные Веды:
1) Риг-Веда – книга гимнов
2) Сама-Веда – сборник ритуалов и песнопений
3) Яджур-Веда – молитвенные формулы для совершения жертвоприношения
4) Атарва-Веда – более поздний сборник песнопений и заклинаний.
Песнопения и молитвы богам называются мантры. Знание и изучение Вед в древней Индии было важнейшей обязанностью.
Для обозначения бога в санскрите использовалось слово «дэва» (светить, сиять). Дэвы олицетворяли добро и свет. Другая группа божеств – асуры – олицетворяли низкое и грешное начало и противостояли дэвам. Среди ведических божеств нет устойчивой иерархии (соподчинения). Традиционно считается, что в ведической мифологии 33 высших бога. Они делятся на земных, атмосферных (между небом и землей) и небесных. В древних книгах иногда упоминается другое количество богов – 333 и даже 3339. Самый популярный бог в Ведах – Индра – бог бури, дождя. Ему посвящено примерно 250 гимнов. Бог огня – Агни, бог ветра – Ваю, бог солнца – Сурия и т.п. В Ведах упоминается и бог Вишну, который в более поздний период стал одним из самых могущественных богов в другой религии - индуизме.
Представления о создании мира (космогония) и его устройство (космология), а также о потустороннем мире и загробной жизни в Ведах очень туманны и мало разработаны. Мир был создан то ли из некоей неразличимой пустоты путем сгущения, то ли из тел 1000-глазого, 1000-ногого, 1000-голового первочеловека Пуруши, тело которого расчленили боги. Считалось, что царство смерти находится под землей, а человек переправляется туда после своей кончины через широкую реку на корове. Там умерший человек встречается с тенями предков. Там много коров, молока, масла и меда для собственного услаждения. Но в то же время смерть воспринималась в древней Индии как вред, как беда, и в молитвах старались отвести смерть от своего дома. Древние арии (индо-европейские племена, пришедшие в Индию, и принесшие с собой ведическую религию) не строили храмов; сооружали специальные алтари, приносили жертвы богам (некое подобие блинов, лепешек, клецек из пшеничной или рисовой муки; напиток из воды, молока, ячменя и сока растения Сомы). Рядом с вождями индоариев находились их жрецы. Свои тайны жрецы передавали из поколения в поколение. К началу I-го тыс. до н.э. культ ведической религии усложнился и значительно вырос авторитет жрецов-брахманов.
В начале I-го тыс. до н. э. в религиозной жизни Индии произошли большие изменения. Появляется новая религия – брахманизм. Однако считать брахманизм совершенно новой религией было бы неверно, так как установки ведической религии, ее боги и традиции сохранялись. От ведической религии в брахманизме остались вера в священный авторитет Вед, ритуал жертвоприношений. Состав богов изменился. От ведической религии сохранились имена лишь немногих богов. Среди богов самым заметным становится Брахма – бог, творец Вселенной. Таким образом, в брахманизме уже есть четкое представление «откуда появился мир». В брахманизме появляется стройная космогоническая теория. Брахма рождается из золотого яйца, плававшего в огромном первобытном океане. Силой своей мысли он разделяет яйцо на две половины, создав небо и землю. Далее, создаются пять стихий (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, жертвоприношение, звезды, время, горы, равнины и т.д. Создаются люди с их чувствами, противоположности (свет- тень, жар-холод и т.д.), появляются мужское и женское начала, растения, животные, птицы. Каждый день Брахмы длится 4 320 000 лет. Ровно столько же длится и ночь. Когда наступает ночь - все исчезает, а днем появляется вновь.
Важнейший элемент системы брахманизма – теория перерождений, или сансара (круговорот). По учению о сансаре все существующее в мире связано цепью бесконечных перерождений. Душа человека не умирает со смертью тела, а переселяется в новое существо (материальное тело) – в животное, человека. Дальнейшая цепь перерождений человека зависит от его судьбы – кармы. Кармаопределена заранее, она как бы дана свыше, но человек может влиять на свою карму, «утяжеляя» или «облегчая» ее. Все зависит от морального поведения человека. По брахманизму убийца после смерти превратиться в хищное животное, похититель зерна – в крысу, вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, пьянствующий брахман – в моль или ужа. Главное в брахманизме - это отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов. Тогда в следующей жизни человек окажется на более высокой социальной ступеньке в обществе.
В I-м тыс. до н.э. на территории полуострова Индостан было много государств, но практически во всех из них религией был брахманизм. В это же время во всех государствах Индостана сложилась и кастовая (варновая) религиозно-общественная система.
Население Индии к середине I тыс. до н. э. делилось на 4 варны, то есть сословия.
1 варна – брахманы (жрецы) вышли из уст Брахмы
2 варна – кшатрии (военная знать, цари) из плеч Брахмы
3 варна – вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) – из бедер Брахмы
4 варна - шудры (покоренные чужеземцы) – из ступней ног Брахмы.
Рабы не входили ни в одну варну. Ни в одну варну не допускались также могильщики, мусорщики, дворники, палачи. Принадлежность к варне была наследственной. Права и обязанности каждой варны были зафиксированы в своде «законов Ману». Браки между разными варнами запрещались. Брахманы (жрецы) четко следили за соблюдением норм в обществе, за существованием варнового (кастового) строя. Все знания брахманы передавали по наследству. Заметим, что варновый строй закрывал способным людям путь к знаниям и государственной деятельности.
- Возникновение буддизма. Ранний буддизм и его эволюция.
Буддизм – это самая древняя мировая религия. Возник он в YI в. до н. э. на территории Индостана и, относительно быстро, распространился в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, в Центральной Азии. Сегодня буддизм исповедуют жители Шри Ланки, Непала, Бирмы, Лаоса, Вьетнама, Тайланда, Камбоджи, Китая, Монголии, Японии, Малайзии, Сингапура, Кореи и частично других стран указанного региона. На территории бывшего СССР последователи буддизма проживают в Бурятии, Калмыкии и Туве. По последним данным в мире 800 млн. буддистов.