Годы жизни Будды 560 г. - 480 г. до н. э.

Против варновой системы в древнеиндийском обществе возникло движение протеста. Оно нашло выражение в новой религии – буддизме.

Возникновение буддизма связано с жизнью и проповеднической деятельностью реального исторического лица – царевича Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой. История его жизни обильно украшена легендами и мифами. Так, в буддийской литературе рассказывается, что Будда избрал для своего появления место – Индию (у подножия Гималаев на границе современных Индии и Непала). Будда избрал себе для появления на свет:

- варну кшатриев (сын царя);

- мать - добродетельную Майю – царицу правителя рода шакьев,

- образ царевича Сиддхартхи.

По легенде накануне рождения сына царице Майе приснился вещий сон, будто в ее правый бок вошел белый слон. Когда родился мальчик, его назвали Сиддхартха. Полное имя будущего Будды – Сиддхартха, Гаутама Шакьямуни.

Сиддхартха(означает «выполнивший свое назначение»),

Гаутама – это фамилия,

Шакьямуни- происходит из рода Шакьев,

Будда– мудрец, просвещенный, просветленный (им царевич стал в 36 лет).

Будда явился на землю для того, чтобы выполнить спасительную миссию – указать живым существам путь избавления от страданий. Мать его после родов умирает. Воспитывал царевича отец-махараджа, который не желал сыну религиозной карьеры, окружил его роскошью, дал ему блестящее светское образование, женил его. Царевич Сиддхартха Гаутама никогда не видел ничего плохого. У него родился сын. Жизнь сулила ему одни лишь радости. Переворот в сознании Гаутамы наступил, когда ему исполнилось 29 лет.

Однажды, в возрасте 29-ти лет, Сиддхартха прогуливался по городу и увидел то, что от него скрывали во дворце. Он увидел страдания: встретил больного, покрытого язвами старика; увидел погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета (монаха-отшельника). Гаутама глубоко задумался о причинах зла и страдания. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течение семи лет он вел жизнь бродячего аскета, предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг брахманизма, но облегчения душе не наступало. И вот однажды, когда Сиддхартха сидел под деревом, на него снизошло озарение: причины зла и страданий, наконец, обнаружились. Состояние, в которое впал Гаутама, было названо нирваной (букв. свобода от желаний или угасание). С этого момента он стал Буддой. Семь недель провел Будда под деревом. Именно ему – мудрецу из рода шакьев удалось достигнуть и убедительно выразить ожидание общества: жизнь есть страдания и от страдания можно спастись.

Люди всех варн оказались равны, в возможности воспринять учение Будды, и избрать путь к спасению. Сам Будда 45 лет ходил по городам и деревням и проповедовал свое учение. У него появились ученики, которые одевались в желтые или оранжевые одежды, были бритоголовыми, скитались с чашкой для подаяния. Никакой труд, кроме духовных упражнений монахам не разрешался.

После смерти Будды его тело, согласно обычаю в Индии, было сожжено. Прах Будды разделили на 8 частей. Урны захоронили в разных частях Индии и на этих местах воздвигли ступы (часовни). Ступа – это «погребальный холм» - самое важное монументальное строение в буддийском искусстве. Рядом со ступами были основаны буддийские монастыри. В III в. до н. э. в Индии правил царь Ашока, объединивший под своей властью почти всю территорию полуострова Индостан. Он был покровителем буддизма. По его повелению выкопали 8 урн, и теперь прах Будды разделили на 84 тысячи частей (именно столько Будда совершил чудес).Таким образом, было построено 84 тысячи ступ. Сеть монастырей покрыла всю Индию.

Сиддхартха Гаутама Будда Шакьямуни был на земле 28-м Буддой. За ним, через 500 лет должен был появиться Будда Майтрейя. Этого еще не произошло. Очередной акт эпопеи наступает тогда, когда на земле падает вера, портятся нравы и, очередной Будда должен восстановить правую веру.