Введение. Происхождение религии. Вера в духовной жизни человечества

  1. Происхождение религии. Ранние формы религиозных представлений.
  2. Функции и классификация религии.
  1. Происхождение религии. Ранние формы религиозных представлений.

 

Вопрос о том, как и когда, возникла религия – сложный дискуссионный вопрос. Существуют два подхода к рассмотрению этого вопроса и два взаимоисключающих ответа.

1. идеалистическая точка зрения (богословский подход). Сторонники этой точки зрения утверждают, что мир создан Богом, человек создан Богом, и религия появилась вместе с человеком, который способен воспринимать Бога. Религия дана для того, чтобы поддерживать порядок в обществе определенными нормами. Если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, религия существуют исконно. Лев Гумилев считает, что жизнь на Земле вызвана космическими силами. Исследователи-биологи КГУ выдвинули гипотезу, что клетка животного, растения, человека не могла зародиться в условиях атмосферы земли, скорее всего она занесена извне, но кем и когда?

2. материалистическая точка зрения (атеистический подход). Религия – это продукт развития человеческого сознания. Они считают, что религия занимает определенное место в истории человечества, но это временное явление.

Археологи, антропологи, биологи, филологи, историки, психологи, социологи, правоведы, философы и другие ученые с разных точек зрения занимаются вопросами происхождения человека и развития религии. Это и:

· эволюционная теория Ч.Дарвина;

· и теория возникновения живых существ из веществ неорганической природы;

· жизнь – это результат случайного образования единичной «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития жизни.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно Библии она должна быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии Бог покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он разделил людей на языки (т.е. отдельные народы, которые стали верить в многочисленных богов). Так вместе с языками появились и различные языческие религии. Если следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появлением иудаизма, христианства, ислама) снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы, но и серьезные ученые, анализируя древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии. Другие археологи и историки утверждают, что первоначально человек обожествлял силы природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Они рисуют другую схему религиозного пути человека: от примитивных верований к языческому многобожию (политеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

В истории есть большой раздел – первобытнообщинный строй. На всем его протяжении шел процесс становления человека и человеческого общества (антропосоциогенез).

Причины появления религии: в результате слабости первобытного человека перед дикими, необъяснимыми силами природы. Тяжелые условия жизни человека порождали нервно-эмоциональное напряжение, травмировали разумную умственную деятельность. Неудовлетворенность жизнью породила стремление к самоутешению, потребность в религиозной обнадеживающей фантастике.

Условия появления религиозных верований: религиозные верования появились только тогда, когда сознание достигло более высокого уровня развития и человек начал мыслить отвлеченными понятиями, начал фантазировать. Религия возникла в период зрелости первобытнообщинного строя.